300-лог писал(а): каждый раз, когда я характеризую систему пророческих катренов Нострадамуса, я отмечаю, что она находится в подвижном (динамическом) состоянии.
Совпадения без видимой физической причины – это интереснейшая проблема, которую наблюдают весьма компетентные люди. Например, математик, нобелевский лауреат Джон Нэш видел странные коды в газетах. История его «сумасшествия» представлена в кинофильме «Игры разума» в искажённом виде, потому что у него не было (или почти не было) галлюцинаций, а были именно газетные коды. Другой пример – академик Фоменко с его альтернативной историей, для которого, на мой взгляд, прослеживается та же тенденция. Сначала обнаруживаются странные совпадения, параллели (в мировой истории, в газетных публикациях или ещё где-то), которые не имеют разумного объяснения. Затем в попытке найти объяснение предлагается теория (сговор инопланетян с евреями у Нэша, всемирный заговор историков у Фоменко). Теория не получает признания, автор объявляется шарлатаном (Фоменко) или шизофреником (Нэш). Иногда автор сам соглашается, что он сошёл с ума (Нэш).
Зачем я это пишу? На самом деле лишь для того, чтобы немного поговорить о самом понятии «совпадение». С одной стороны, совпадению противостоит банальность, а с другой стороны – случайность. Поэтому рассматривая совпадения, мы должны быть уверены, что во-первых, они не были обусловлены естественными (банальными) причинами, и во-вторых, они не должны быть случайностью.
Так некоторый расшифровщик во многих словах Нострадамуса заметил лишнюю букву «s» в середине слова и сочетание «ant» в конце. Это ему показалось странным, и он начал строить мистические теории… Говорить о том, что книга живая, и что книга с ним разговаривает. На самом деле существовало банальное объяснение: кроме лексики в языке есть ещё и грамматика, да и среднефранцузская орфография отличается от современной...
Ещё сложнее отличить совпадения от случайности (это именно наш случай). Не вижу другого критерия их различения, кроме как через оценку вероятностей случайного совпадения. На этот случай в математике разработана «теория вероятностей». Разумеется, её применения для наших случаев довольно сложны, так что вероятность случайности обычно приходится оценивать интуитивно, но в любом случае для этого надо хотя бы иметь общее представление о понятии вероятности.
Интуитивная оценка вероятности часто приводит к ошибкам, потому что человеку свойственно видеть смысловой узор даже там, где его на самом деле нет. Тем не менее, существуют стандартные приёмы, позволяющие отделять зёрна от плевел. Например, возьмём зимовскую расшифровку таблиц. Был получен список некоторых событий с точностью порядка одного года с ключом 11.11. Это показалось авторам удивительным. На самом же деле, если взять другой ключ, например 15, получится список некоторых других событий, вроде ничем не хуже. Пензенский в дискуссии с Зимами такой опыт проделал…Вот если бы Зимы доказали, что качественно подобных списков событий не возникает ни с какими другими ключами, или если бы они получили свой список с точностью не года, а например одной недели, тогда это было бы гораздо более удивительно. А так - мы имеем скорее религиозную концепцию... Концепция может и правильная, но её доказательств в книжках Зим не содержится. По материалам книг можно только верить в их избранность: безусловно, Зимы – основатели нашей секты блаженных, наши религиозные лидеры .
Какое отношение всё это имеет к «нашим баранам»? По-моему, самое прямое. Обсуждать проблемы типа странных закономерностей, на мой взгляд, нужно в рамках общих определений, правил логики, и теории вероятностей. Пусть не всегда получается, но нужно хотя бы стремиться к этому. Само понятие закономерности предполагает работу с массивом некоторых однородных данных (например, множество катренов), для которых некоторое предложенное правило должно выполниться. Удивительным является тот редкий случай, когда вероятность случайного «выполнения» этого правила ничтожно мала. Если же предложенные правила оказываются новыми для каждого катрена, да ещё выбираются некоторым неясным образом из огромного неопределённого резервуара всевозможных правил, это означает, что закономерности (а значит и совпадения) не рассматриваются, а в метод изначально закладывается вероятность случайного исполнения 100 процентов. Нет, я не спорю, что форма облака может быть удивительно красивой . Другая аналогия – калейдоскоп, в котором после множества поворотов возникает красивый, хотя и вполне случайный узор. Истолкование полученного узора зависит от личных способностей, в том числе и пророческих. Это почти поэзия, только на языке чисел… Самостоятельное пророчество, если хотите (тот же метод Евгения Гусева - как бы свободные ассоциации вокруг текста).