1 И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.
2 Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения.
3 И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.
4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.
5 И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.
6 А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.
⁷ И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,
⁸ но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
⁹ И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
¹⁰ И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
¹¹ Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.
¹² Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.
¹³ Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. ¹⁴ И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню, в свое место, от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.
¹⁵ И пустил змий из пасти своей вслед жены воду, как реку, дабы увлечь ее рекою.
¹⁶ Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.
¹⁷ И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.
Конечно, «правильное» объяснение нам неизвестно. Мы можем только строить более или менее правдоподобные, внутренне непротиворечивые, истолкования. Кроме того, богодухновенные тексты могут иметь несколько вариантов правильных истолкований.
Мое истолкование отталкивается от образа Дракона с семью головами и десятью рогами (Откр.12:3). Хотя формально он не является “зверем с семью головами и десятью рогами” (Откр.13:1), однако легко догадаться о взаимосвязи этих персонажей: Дракон – существо из мира духовного, Зверь – его земная реализация. Объяснение Зверя дано в Откр.17:9-12, откуда мы понимаем, что Зверь - это богоборческое государство, в котором будут последовательно, друг за другом, править семь царей, а после седьмого царя данное государство распадется на десяток частей. На мой взгляд, эти цифры (7 и 10) достаточно хорошо согласуются с историей СССР: семь правителей (Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев) и затем распад государства примерно на десяток частей (1991 год). К тому же преобладающий багряный цвет символики СССР и богоборческий характер идеологии. Во всяком случае, более правдоподобные ассоциации в мировой истории отсутствуют.
В таком случае, первое появление Зверя на земле – 1917 год, установление диктатуры “большевиков”. При этом Откр.12:4 сообщает, что Дракон, явившись на землю, встал перед Женой облеченной в Солнце чтобы пожрать младенца, которого она должна была родить. Значит надо искать Жену с нерожденным еще младенцем в канун революции 1917 года в России.
Традиционное мнение состоит в том, что Жена – это Церковь, а Солнце – это Иисус. В таком случае, вероятно, младенец – новое религиозное учение?
Философ В.С. Соловьев писал в 1885 году:
«В одном разговоре Достоевский применял к России видение Иоанна Богослова о жене, облеченной в солнце и в мучениях хотящей родити сына мужеска: жена — это Россия, а рождаемое ею есть то новое Слово, которое Россия должна сказать миру. Правильно или нет это толкование «великого знамения», но новое Слово России Достоевский угадал верно. Это есть слово примирения для Востока и Запада в союзе вечной истины Божией и свободы человеческой». (Владимир Соловьев. Три речи в память Достоевского Третья речь)
В.С. Соловьев – представитель русского религиозного космизма, философского течения, зародившегося в недрах православия. Н.Ф Федоров и В.С. Соловьев – наиболее яркие его представители. По понятным причинам их идеи уже не могли развиваться в СССР. В учении В.И.Вернадского о ноосфере были высказаны новые идеи об эволюции, в рамках философии космизма, но утратился религиозный дух. Получился как бы неживой младенец. Однако, мы знаем из Откровения, Жена должна была бежать от Дракона, и младенец все таки должен был родиться. Куда она бежала, и где рожденный младенец ?
Думаю, вряд ли следует искать Жену с младенцем на физическом уровне, среди представителей белой эмиграции. Ведь мы рассуждаем о духовных сущностях. К тому же, по моему мнению, Жена это все таки не Россия (как считал Достовский), а Церковь (это традиционная интерпретация). В истолковании привязка пророчества к России реализуется не через Жену, а через Дракона. Поэтому, согласно моей гипотезе, имеет смысл поискать за пределами СССР развитие идей русского религиозного космизма в 20 веке. Религиозный аналог философии Вернадского. Такое развитие обнаруживается в трудах французского католического философа и ученого Пьера Тейяра де Шардена.
Вот что сообщает русская Википедия о сути этого религиозно-философского учения:
«Эволюция, по его мнению, не закончилась на человеке как индивидууме, она продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимосвязи. Человечество все более плотно заселяет ограниченное пространство Земли, появляются все новые и новые средства связи. Дивергенция «уступает место… конвергенции, при которой расы, народы и нации консолидируются и совершенствуются путём взаимооплодотворения» [«Феномен человека»]. От клеток (эмбрионального мыслящего покрова), опоясавших земную поверхность, через человека, активизировавшего мыслительные возможности вещества и реализовавшего возможность самовоспроизводства мыслящего слоя, сфера разума переходит в охватывающие всю планету «пласты ноосферы». Этот «тангенциальный мегасинтез», эта «суперкомбинация» ведут к рывку «радиальных сил по главной оси эволюции», ибо большей сложности соответствует большее сознание. Концентрация мышления в масштабе планеты тесно связана со слиянием воедино человеческого духа, которое в результате дальнейшей эволюции приведет к возникновению духа Земли. Но это — не последний этап.[11]
Следующим шагом, помимо самоконцентрации ноосферы, является присоединение её к другому мыслительному центру, сверхинтеллектуальному, степень развития которого уже не нуждается в материальном носителе и целиком относится к сфере Духа. Таким образом, вещество, постепенно увеличивая степень организованности и самоконцентрации, эволюционирует в мысль, а мысль, следуя этим же путём, неизбежно развивается в Дух. Сначала это будет Дух Земли. Затем концентрированность и соборность желаний всех элементов Духа Земли положит начало Парусии — Второму Пришествию Христа, призыву к Христу о движении навстречу [«Божественная среда»].
Графически эволюционный процесс можно изобразить как конус пространства-времени, в основании которого — множественность и хаос, а на вершине — высший полюс эволюции, точка последнего объединения в дифференцированное единство, «точка Омега», «центр, сияющий в центре системы центров» [«Феномен человека»]. Элементы, или центры (личности) связывает между собой энергия любви. Атрибуты точки Омега — автономность, наличность, необратимость и трансцендентность.»
Еще совсем недавно все здесь написанное казалось чем-то малопонятным и фантастическим. Но вот появляются сначала Интернет, затем Искусственный Интеллект, развиваются технологии чтения мыслей и подключения мозга к компьютеру. Мы видим, что технологии развиваются именно в том направлении, о котором писал П.Тейяр де Шарден. Он же предвидел и возможные опасности на этом пути:
«Конец света — внутренний возврат к себе целиком всей ноосферы, достигшей одновременно крайней степени своей сложности и своей сосредоточенности. Конец света — переворот равновесия, отделение сознания, в конце концов достигшего совершенства, от своей материальной матрицы, чтобы отныне иметь возможность всей своей силой покоиться в Боге-Омеге» [«Феномен человека»]. Этот вариант развития событий реализуется в том случае, если зло на завершающем этапе Земли будет находиться в минимуме. Но возможен и вариант, что зло, возрастая одновременно с добром, достигнет к финалу своей высшей ступени. Тогда возможно, что ноосфера, достигшая определенной точки объединения, «снова разъединится на две зоны, соответственно притягиваемые двумя антагонистическими полюсами поклонения. На зону мысли, которая никогда не была единой. И на зону всеобъемлющей любви, оживляющую и… выделяющую, чтобы её завершить, лишь одну часть ноосферы — ту, которая решится „сделать шаг“ за пределы себя, в другое», — с книги «Феномен человека».
В заключение процитирую также сообщение Евгения про антипод Жены - вавилонскую блудницу:
Евгений - 1 писал(а):
Россия и «Багряный Зверь». Толкование XVII-ой главы «Апокалипсиса».
Иоанн Богослов в 50 году Н.Э. написал:
«1. И подошёл ко мне один из семи ангелов, которые имели семь чаш, и говорил со мной, и сказал: «Подойди, я покажу тебе суд над Великой блудницей, которая сидит на многих водах,
2. с которой совершали блуд земные цари. И живущие на земле, были опьянены вином её блуда»» (17.1-2).
Православные богословы XIX-го века, гордо считая себя III-им Римом, громогласно утверждали:
«Апокалиптическая блудница – образ собирательный и конечно подразумевает собой не просто распутную женщину. Более всего это наименование относится вообще не к женскому полу, а напротив, к мужам, утратившим свойство мужчины – волю, разум, благочестие. Потеряв мужское достоинство и став «вздорными бабами», они были собраны бесами в общество растлителей, которым нет иного имени, кроме «блудницы».
История человечества показывает, что «блудница» действует не только в последние дни мира. Уже давно эта непотребная девка бесстыдно развращает все народы мира с единственной целью – не дать им познать истинную духовность и благодать Православной веры. Поэтому под «блудницей» в Откровении понимается отступническая Римско-католическая церковь […]» (священник Николай Орлов «Первое расширенное толкование «Апокалипсиса Иоанна»», 1903 г.).
Современные же, стараясь восстановить прерванную традицию, пишут:
«Перед нами проходят картины, рисующие Всемирное государство того времени, Римскую империю. Именно на это намекают слова о «Жене», которая сидит на семи холмах, – это семихолмный Рим. Почему империя называется Вавилоном и блудницей? Вавилон связан со смешением языков и одновременно это символ насильственной власти, объединяющей многонациональное царство, каким был во времена апостола Рим.
«Воды многие» – образ, взятый из древних пророчеств, обличавших Вавилон (Иер 51.13). Но Рим действительно находился на «водах многих»: окруженный морями, он правил Средиземноморским кругом.
«Блуд», разврат – очень древний символ измены Богу, это образ язычества. Язычество Римской империи, преимущественно культ кесаря, охвативший почти все страны средиземноморского мира, в данном случае называется блудодеянием. Но если мы продолжим эту временную линию, то увидим, что насаждение ложного духа империи совершалось неоднократно в самые различные эпохи вплоть до нашей […]» («Читая Апокалипсис». Москва, Фонд имени Александра Меня, 2000 г.).
продолжение статьи от 2016 года: https://proza.ru/2016/04/03/792