В чем смысл жизни ?

Re: В чем смысл жизни ?

Номер сообщения:#11  Сообщение Времяон » 06 янв 2019, 22:44

Попытки создания единой концепции человека всегда наталкивались на очень существенное препятствие – непознанность мира. Поэтому на сегодняшний момент нельзя какую-то одну концепцию объявить истинной. Сейчас это кажется совершенно естественным, но в период эпохи просвещения человечество было настолько пронизано идеей возможности открытия истины, что потребовались недюжие усилия скептиков, чтобы развеять эти ожидания. На волне этой борьбы Ницше заявил о смерти Бога, его последователи стали говорить о «смерти человека». М. Шелер писал: «Многолетнее и основательное изучение проблемы человека, - писал Шелер, - дает автору право утверждать, что по вопросу о происхождении и сущности человека наш век отличается такой чрезвычайной пестротой, такой расплывчатостью и неопределенностью, каких не наблюдалось ни в одну эпоху. На протяжении тысячелетней истории мы являем собой первую эпоху, в которой человек стал совершенно и безусловно «проблематичным», когда он больше не знает, что он собой представляет, но зато одновременно знает о том, что он этого не знает» . Отсутствие концептуального единства при определении человека является серьезной проблемой философии.
М.Шелер рассматривал три идеи человека: научную, античную и христианскую. Или говоря по другому: научную, философскую и теологическую. Попробуем по новому классифицировать все возможные вариации концепций человека. В качестве основного принципа классификации рассмотрим такой критерий, как «перспективность» человеческого существования (развития).
В качестве «бесперспективной» назовем атеистическую концепцию человека. Она предполагает, что основные законы бытия уже известны, и эти законы не дают особых перспектив человеческому существованию и развитию. По этим законам следует, что человек возник случайно и его дальнейшее существование находится под постоянной угрозой уничтожения.
В этой концепции поведение человека ограничено только природными факторами (социальное здесь выступает тоже как природное). После смерти человека ждет небытие, поэтому ему нечего стесняться. Как заметил Ф.М.Достоевский: «Если нет Бога, то все позволено».
А между тем, похоже, что именно эта концепция выбирается для жизни большинством людей. Она удобна, комфортна для жизни – совпадает с инстинктивной программой биологического естества человека.
Теперь рассмотрим перспективные концепции.
Это концепции, предполагающие наличие во вселенной законов, открывающих перспективы для человека. Это религиозные концепции чело-века всех времен и народов. Как правило, они говорят о бессмертии человеческой души. Научных доводов в пользу этой концепции немного, в основном - это феномены человеческого сознания.
Выделим два типа перспективных концепций:
1. Концепции Боготворимого человечества. (Это религии сотворения. Человек сотворен с целью соответствия каким-то условиям, соответственно у человека есть смысл развития, работы над собой).
2. Концепция самотворящегося Богочеловечества. (Эта концепция пока не разработана, не выкристаллизовалась ни в какую религиозную систему). Она разрабатывается писателями-фантастами в различных вариантах «супермена».
Сегодня человек сам выбирает себе онтологию, сам решает, каков его мир. Такое положение дел выдвигает антропологию на первое место среди философских дисциплин.
Часть современных концепций можно охарактеризовать как прикладные, то есть, изучающие частные свойства человека. Таковы, например, йога, психоанализ, конфуцианство, подлинная наука. Они могут использоваться другими концепциями. Так йога используется буддизмом. Доводы науки используются атеизмом.
В перспективных концепциях человека возникает феномен духовности, как феномен накопления усилий человека для самосовершенствования. Для накопления усилий необходим сосуд, вместилище, своеобразный аккумулятор. Поэтому в перспективных религиозных концепциях человека разрабатывалось такое понятие как «душа» - вместилище характера и опыта человека.
Господствующие в обществе ценности различны по своему предметному содержанию. Поэтому духовность тоже может быть представлена разными типами:
– эстетизм (господствующая ценность – красота);
– теоретизм (господствующая ценность – истина), традиционно подразделяется на материализм и идеализм;
– этизм (господствующая ценность – добро, стремление оценивать жизнь с нравственных позиций), а также индивидуализм, коллективизм, соборность, общинность;
Рассмотрение духовности в зависимости от связи с различными видами человеческой деятельности осуществлялось М.М.Бахтиным , Р.Л.Лившицем , В.Г.Федотовой . Такую типологию можно развивать и дальше:
– религиозность (источником нравственных норм мыслится воля Бога);
– политизм (стремление к власти);
Но чаще говорят о необходимости типизации духовности по признакам религиозности и светскости.
Все названные типы духовности представляют собой реальные жизненные односторонности, порожденные разделением труда и абсолютизацией различных сторон духовной деятельности.
Духовность человека «нового времени» предполагает гармоничное объединение вышеперечисленных типов. Интегрированная духовность есть единство истины, добра и красоты. Основными критериями такой духовности могут стать:
– интенциональность т. е. направленность «во вне» на что-то или на кого-то. Речь идет о постановке идеальных целей, что уже является вернейшим показателем духовно развитой личности;
– рефлексия над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в жизненном выборе;
– свобода, понимаемая как самоопределение, т.е. способность действовать в соответствии со своими целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств;
– творчество – понимаемое и как самотворение, направленное на реализацию своего смысла жизни;
– развитая совесть – это то, перед чем человек несет ответственность за реализацию своего смысла жизни, а так же за все, что происходит в мире.
(Таковы критерии духовности в осмыслении Н.А.Бердяева, В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и др.)
Представленные типы духовности основаны на концепте «ценность», значимость которого для этики выявили М.Шелер (1874–1928) и Н.Гартман (1882–1950) в своих книгах, посвященных этике. После введения в этику концепта «ценность» все этические проблематизации стали фокусироваться на нем.
Концепция духовности человека – система ценностей личности, его представления о нем самом, через волю определяющие поведение. Это иерархия ценностей, где главными являются «высшие ценности» духа, подчиняющие ценности плоти.
Мы в своей работе хотим предложить новую типологию духовности, основанную на концепте «цель» (целесообразность).
Цели появляются в системе, обладают системным свойством встраиваться в более широкие системы. Так цель добывания пищи может быть целью самосохранения, затем саморазвития, далее развития общества. Но в силу различных обстоятельств такого встраивания смыслов может и не произойти. Это зависит от культуры общества, от уровня знания, от природного развития индивида.
Ценностный подход к духовному оказывается более формальным. Появляется необходимость выяснить: куда направляется индивид со своей любовью, добром, красотой.
Целевая основа типологии духовности оказывается более конструктивной. Таких типов можно представить два: созидательный и разрушительный.
Второй, скорее, можно было бы отнести к понятию дух. Разрушительный тип духовности можно обозначить лишь формально. Разрушительные интенции не предполагают возникновения целостного мировоззрения, с которым можно было бы связать понятие духовность. Разрушительный тип зависит от созидательного, потому что паразитирует на нем. Чтобы что-то разрушить, – это надо сначала создать. Даже когда человек разрушает только себя (алкоголизм, наркомания и т.д.), он разрушает генетически заложенный в нем результат эволюционного развития.
Более богат содержанием созидательный тип. Он включает в себя все представленные ранее типы. Они становятся составными частями построения созидательной личности (общества). Концепт «ценность» становится и средством, и критерием созидательных интенций.
«Познай самого себя». Эта фраза, как считается, была начертана на стене Дельфийского храма. С этого начинается человек. Становится он полноценной человеческой личностью не сразу. На этом пути ему надо создать самого себя!
Нелегка жизнь людей, стремящихся создавать себя, не поддаваться изменчивым обстоятельствам жизни, избегать протоптанных, избитых дорог.
Созидание мыслится ценным только при возможности вечности и неуничтожимости. Разум получает такую возможность в вере. Вера в возможность бессмертия души, посмертного существования, страшного суда и воскрешения становится необходимым условием созидательной духовности.
Современный гуманистический мир принимает духовные ценности в отрыве от веры в бессмертие. Индивиды оценивают ценности в рамках прагматических утилитарных целей (коллективизм, престиж и т.д.). Цена этических ценностей в рамках прагматизма оказывается невысока, и, из тех же утилитарных соображений, ради которых их приняли, они могут быть и отвергнуты. Только такая высшая цель как бессмертие может сделать человека по-настоящему этическим существом.
Аватара пользователя
Времяон
 
Сообщения: 149
Зарегистрирован: 25 сен 2018, 13:27

Re: В чем смысл жизни ?

Номер сообщения:#12  Сообщение ETO 9I » 06 янв 2019, 22:46

Времяон ну ты же нервничаешь)) тише успокойся))
ETO 9I
 
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 06 янв 2017, 13:13
Откуда: Россия (Хем-Белдир)

Re: В чем смысл жизни ?

Номер сообщения:#13  Сообщение Времяон » 06 янв 2019, 22:57

как-то представил:)
Человек может выбирать из двух жизненных позиций: вера в разум, смысл, совесть или позицию временщика, не видящего смысла выше своей сиюминутной выгоды. И выбор между этими двумя позициями лежит пока не в сфере знания, а в области чувств, потому что знания о человеке еще неполны.
Нужна система понятий и ценностей (приоритетов существования), которая будет способствовать превращению "одаренного умом животного" в человека разумного, возвысит его над животным существованием, позволит ему обрести этический идеал бытия.
Согласно воззрениям христианских мыслителей душа человека находится между плотью и духом. Плотское начало (а религиозные философы трактовали его в широком смысле - как вообще материальные вожделения) связывает ее со злом, духовное - с добром. И от того, к какому из них будет склоняться душа, зависит - станет человек на путь развития или деградации. Собственность же - одно из наиболее сильных материальных вожделений. Христос видел в отказе от собственности необходимое условие для духовного возвышения человека. Он говорил: "Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах" [8, Мф, гл.19].
Эта проповедь была обращена к людям, которых надо было вырвать из круговорота материальных интересов. Освобождение от собственности не означало пребывания в праздности, христианину надо было заниматься другой серьезной работой - проповедью благой вести, совершенствованием себя и общества.
Современные духовные цели (дать новым поколениям возможность бесплатно учиться, лечиться, жить в достойных условиях) требуют больших материальных затрат, обладания собственностью и рационального, разумного распоряжения ею. Духовный, имеющий цели общечеловеческого значения, человек не должен быть нищим. Значит, богатым должно быть государство, и оно должно предоставлять гражданам ресурсы для реализации их духовных запросов.
Идея приоритета общих интересов стала одним из основных мотивов Нагорной проповеди. Даже духовное совершенствование человека Христос рассматривает не как самоцель, а как обретение возможности способствовать развитию всех: "Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме" [8, Мф, гл.5]. Отсюда следуют такие принципы существования, как бескорыстие, готовность помочь ближнему и даже идти ради этого на личные жертвы.
Недопустимы социальный конформизм церквей, проповеди рабской покорности, оправдание материального стяжательства.
Необходимо научное и философское познание духовного мира человека.
Чтобы понять, какое поведение может быть целесообразным, надо рассмотреть возможные крайние предельные степени развития человечества.
Такой крайней степенью развития видится возникновение Богочеловечества. Его возникновение зависит от полного развития физических, технических и духовных качеств человечества.
Аватара пользователя
Времяон
 
Сообщения: 149
Зарегистрирован: 25 сен 2018, 13:27

Re: В чем смысл жизни ?

Номер сообщения:#14  Сообщение ETO 9I » 08 янв 2019, 18:32

где то читал: если анализировать..то физика важна,у нас такие большие расстояния между городами и селами что..даже у нас в маленьком Регионе куда то надо часами еще ехать)) по масштабам равные или даже больше какого нибудь Европейского гос-ва)) но масштаб территории и численность населения в нем..не сопоставимы друг с другом,наши люди живут физически далеко друг от друга,а Европейцы компактно кучкой и в маленьких по масштабу своей территории
вспомнил..плотность населения))

физика все же важна
ETO 9I
 
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 06 янв 2017, 13:13
Откуда: Россия (Хем-Белдир)

Re: В чем смысл жизни ?

Номер сообщения:#15  Сообщение ETO 9I » 09 янв 2019, 14:45

Нет пророка в своем отечестве
ETO 9I
 
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 06 янв 2017, 13:13
Откуда: Россия (Хем-Белдир)

Re: В чем смысл жизни ?

Номер сообщения:#16  Сообщение Времяон » 10 янв 2019, 13:47

* * *
Живу страданьем измеряя
Лихие наши времена,
И волей страсти покоряя.
Но есть отрада у меня:

Окрепшим духом слушать вечность!
Сжимать в сознании века,
Лелеять в сердце человечность,
И ждать Христа издалека.
Аватара пользователя
Времяон
 
Сообщения: 149
Зарегистрирован: 25 сен 2018, 13:27

Пред.

Вернуться в Наука и религия



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0