"...У меня с советской властью возникли за последний год серьезнейшие разногласия. Она хочет строить социализм, а я не хочу. Мне скучно строить социализм. Что я каменщик, каменщик в фартуке белом?.."(Золотой телёнок)
Обнаружил недавно очень интересную статью, подтверждающую мою давнюю идею о том, что в романе "Золотой телёнок" - сатира, это лишь покров, скрывающий глубокую мистическую суть. Но, автору статьи не хватило самого малого, чтобы прийти к выводу, что эти произведения принадлежат перу одного писателя - Михаилу Афанасьевичу Булгакову.
Предлагаю вашему вниманию эту работу:
ПРОГУЛКИ С КОМАНДОРОМ«- Командор! - закричал он»
И. Ильф, Е. Петров.
В виртуозно построенных романах Ильфа и Петрова даже не очень внимательному читателю один момент наверняка покажется странным. Пришедший на пляж Скумбриевич среди голых пляжников встречает одного одетого. Кто это? «Может быть, это члены какой-нибудь тайной лиги дураков, или остатки некогда могучего ордена розенкрейцеров, или ополоумевшие холостяки - кто знает...»
А действительно - кто знает? Кто из читателей знает, что такое орден розенкрейцеров? И кто такие розенкрейцеры, и почему орден их назван «некогда могучим»? Короче - кому предназначена шутка?
Роман, кстати, написан от третьего лица. Намеренно отстраненно. Только пару раз мы заглядываем в мысли Остапа, прислушиваемся к ощущениям Корейко (помните, когда его «прошибло погребной сыростью» в момент выдачи Остапу заветного миллиона)... Но неожиданно авторы приглашают нас оказаться в шкуре лежащего на пляже розенкрейцера! «Зной томил его. Воротничок разбух от пота. Подмышками у джентльмена было горячо, как в домне; там можно было плавить руду. Но он продолжал неподвижно лежать.»
Я не нахожу ничего удивительного, что авторы отождествляют себя с Остапом или главным отрицательным героем - Корейко. Но почему авторы отождествляют себя с «розенкрейцером» - и приглашают то же сделать читателя?
Ладно, оставим розенкрейцера валяться на пляже, а сами переместимся в мчащийся на смычку Турксиба поезд. Там мы встретим очень интересного персонажа. Это «сионист Хирам Бурман». Читатель не припомнит - кого-нибудь из его знакомых зовут Хирамом? Вряд ли.
Последний раз Хирамами звали людей, помогавших царю Соломону строить Иерусалимский Храм. Они были тезками, эти два Хирама - ливанский царь, поставлявший для Храма ливанский же кедр, и Хирам Абиф - архитектор.
У современных людей такого имени не бывает. Зато слово «Хирам» служит паролем у масонов. Кстати, Хирамов два - но у Ильфа с Петровым тоже Хирамов было два. В первоначальном варианте приехавший в «Геркулес» иностранный инженер Генрих Мария Заузе звался Чарльз Анна Мария Хирам!
Тут я повторяю свой вопрос - конечно, упоминание масонского пароля в таком контексте, это не более чем шутка. Но кому предназначалась эта шутка, кто должен был над ней смеяться?
Грамотный читатель сразу же ответит - Зееву Бар-Селле и Майе Каганской, потому что сей грамотный читатель уже заметил - большинство этих примеров я взял из книги «Мастер Гамбс и Маргарита». Нет, не совпадают временные рамки! В момент создания романов не появился еще на свет ни Бар-Селла (а уж тем более Майя).
Однако окунемся обратно в бессмертные произведения - все три, включая «Мастера Гамбса». Пройдем мимо «товарищества НА ВЕРЕ «Трудовой КЕДР» - шутка, понятная лишь масонам, ибо Храм строился из кедра, мимо внучки Фунта Голконды Евсеевны (тонкая насмешка над антропософами вообще и Рудольфом Штейнером в частности), и перейдем сразу к ордену Золотого Руна. Единственному, что осталось у Остапа после катастрофы на румынской границе.
Что это за орден? За какие заслуги им награждают?
Это, как замечают авторы, «литой барашек», который «есть только у нескольких человек в мире, да и то большей частью коронованных особ». Остап уверяет, что покупает орден на лом... «Но командор кривил душой. Орден ему понравился, и он решил оставить его у себя навсегда в качестве ордена Золотого Теленка».
Литой барашек - это знак рыцарского ордена, учрежденного в 1430-м году. Орден, кстати говоря, масонского типа. Но на ком его видели авторы? Давайте заглянем на творческую кухню - в записные книжки Ильфа. Там мы увидим запись в кавычках: «Золотой теленок» - без комментариев. А рядом - еще одну: «Кольцо с масонскими знаками. Череп и кости. Имеется отделение для яда».
Возможно, две эти вещи - кольцо и знак ордена Золотого Руна - Ильф видел на одном и том же человеке, или, по крайней мере, в одной компании. Кстати, а почему Остап - командор? А почему он еще раньше называет себя гроссмейстером? Ну ладно, представляться гроссмейстером Остап для того, чтобы привлечь внимание шахматистов - но почему рядом со словом «гроссмейстер» идет перевод - «старший мастер»? Шахматистам слово «гроссмейстер» переводить не надо, а другие на игру с Остапом просто не пойдут. Кроме того, «гроссмейстер» - это не «старший», а «большой мастер». Над кем смеются авторы - над Остапом, над безграмотными жителями Васюков, или еще над кем-то?
Так почему все-таки Остапа называют командором - уже задолго после того, как закончился эпизод с автопробегом «по бездорожью и разгильдяйству? Мало того, что его так называет экипаж «Антилопы-Гну» - его так называют сами авторы!
Ну, и перед окончательной разгадкой - еще одна загадка.
В самом начале путешествия на «Антилопе» Паниковский оскорбляет Остапа, и тот выкидывает его из машины.
Дальше происходит следующая сцена:
«- Я больше не буду! - взмолился Паниковский. - Я нервный!
- Встаньте на колени, - сказал Остап.
Паниковский так поспешно опустился на колени, словно ему подрубили ноги.
- Хорошо! - сказал Остап. - Ваша поза меня удовлетворяет.»
Что значит эта сцена? Зачем Остап заставляет Паниковского становиться на колени? Почему только после этого Паниковский может присоединиться к дружному экипажу «Антилопы»? Поскольку перед нами юмористический роман, мы можем предположить, что данная сцена что-то пародирует. Вот только что?
И тут пришло, наконец, время узнать, кого во времена написания романа называли командором, на ком Ильф мог видеть «кольцо с масонскими знаками», и кому предназначалась шутка о «сионисте Хираме».
Если мы говорим о 20-30-х годах, то лучшие летописи это времени - это архивы ЧК-ГПУ. Что ж, туда мы и заглянем. Вот выписка из обвинительного заключения по делу номер 103514. «Материалами дела и следствием установлено: что идея тайных мистических орденов в Россию перенесена анархистом КАРЕЛИНЫМ из-за границы, каковой являлся КОМАНДОРОМ (выделено мною - А.Р.) так называемого ордена.» Следствие велось в 1931-м году, а все действие тайных орденов, о которых будет рассказано, разворачивалось в 1918-го по 1930-й год.
А правда состоит вот в чем: в Советской России, под самым носом у ЧК и ГПУ, на протяжении 12-ти лет функционировали тайные рыцарские ордена. Конечно, в условиях тотальной слежки это бесконечно долго продолжаться не могло - рыцари были выслежены, руководство орденов расстреляно, частью - отправлено в лагеря на большие сроки. «Орден Света», орден «Тамплиеров и РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ (опять выделено мной - А.Р.)» - чекисты уничтожили их основательно. Но нас интересует, что они представляли собой в 20-е годы, когда писались романы «12 стульев» и «Золотой теленок», и какова была связь с ними авторов.
«Перевод из одной в другую степень производился лишь после прослушивания соответствующего количества легенд от 8 до 10.» Здесь имеются в виду определенные рыцарские легенды, представляющие собой аллегорические лекции. Однако мы вспомним другие легенды - которые рассказывают в поезде Остап (о Вечном Жиде) и Гейнрих (об Адаме и Еве). «Все обвиняемые частично сознались в своем участии в анархо-мистической организации, в посвящении их в «рыцари» первой и второй степени, а некоторые и в высших степеней и в участии в нелегальных орденских собраниях, вечеринках и другого вида сборищах «рыцарей» ордена.»
Тут мы можем вспомнить сразу две вещи - «Тайный союз меча и орала» (теперь понятно, что пародировали Ильф и Петров) а также сцену, где Остап заставляет встать Паниковского на колени. Это же пародийное посвящение в рыцари, где испытуемый должен встать на колени перед старшим мастером - и только затем может «войти»!
Ладно, скажет придирчивый читатель, это все предположение - а где факты?
Погодите, будут и факты.
А пока я обращу ваше внимание на еще пару несуразностей великого романа. Помните «вдову Грицацуеву»? Вдова - это женщина, муж которой умер, а после женитьбе на Остапе Грицацуева теряет свое гордое звание вдовы. Мало того, что авторы продолжают называть ее вдовой, они еще постоянно подчеркивают, что она старше Остапа, Остап как бы годится ей по возрасту в сыновья... То есть является «сыном вдовы» - так называют друг друга масоны, ведя свою родословную от «сына вдовы» - архитектора Хирама. И самая страшная тайна романа. Почему Остап Бендер - сын лейтенанта Шмидта? Где здесь юмор? Гораздо смешнее было бы - внук Карла Маркса и Фридриха Энгельса (кстати, подобные персонажи мелькают на страницах романа). Но сын лейтенанта Шмидта? И не очень смешно, да и как-то кощунственно смеяться над трагически погибшим революционером. Однако вспомним первоначальное название романа - «Кавалер ордена Золотого Руна», которое позже было заменено на «Золотой теленок». Остап - кавалер ордена Золотого Руна, и он же - фальшивый сын лейтенанта Шмидта. Что общего между этими двумя понятиями?
Что мы сегодня знаем о лейтенанте Шмидте? Да почти ничего. Тогда, кстати, знали немногим больше. Восстание на «Очакове», и еще то, что лейтенант Шмидт был женат на бывшей проститутке. То есть Остап - мифический сын лейтенанта Шмидта и его жены (бывш. проститутки).
А кавалеры ордена Золотого Руна (по версии Сионского Приората) - потомки от брака Иисуса Христа и проститутки Марии Магдалины! (Кстати, вступлюсь за честь Марии из Магдалы - она вовсе не была проституткой, но об этом в другом месте).
После смерти командора московских тамплиеров Карелина его пост занял Солонович, также один из видных мистиков того времени.
Итак, мы выяснили (с помощью ГПУ): Остап в образе командора - это Карелин (Солонович), командор ордена московских тамплиеров. Паниковский, на коленях умоляющий, чтобы его пустили в «Антилопу» - это постулант, принимаемый в ложу, которая, в свою очередь, ассоциируется с раем.
Кстати, на сходство «Антилопы» с раем обратил внимание еще Зеев Бар-Села в «Мастере Гамбсе и Маргарите»: антилопа - непременный атрибут райских кущей, к ней прилагается искусственная пальма (которая была оставлена в извозчичьей чайной «Версаль»), да и обитатель «Антилопы» -Адам...
А на пляже лежит розенкрейцер, одетый - среди голых... Сейчас я покажу вам, кому предназначались подобные шутки, кто их поймет?
Вот он, адресат, идет нам навстречу - в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана, выходит он под крытую галерею дворца Ирода Великого...
Сейчас мы его разоблачим, в смысле - разденем. Почему Понтий Пилат в «белом плаще с кровавым подбоем»? Ему по должности полагается тога с пурпурной каймой. Плащей римляне не носили - зато их носили тамплиеры, и красно-белые - это их цвета.
Для кого сегодня 14-е нисана? Для Понтия Пилата? Но римляне пользовались юлианским календарем, бедный Пилат и не знал, поди, что такое нисан. Вот у евреев нисан действительно бывает, рано как и у масонов, документы которых ведутся по еврейскому календарю.
Почему Пилат движется «шаркающей кавалерийской походкой»? Он чиновник, а не воин.
Вот тамплиеры - они в самом деле всадники.
Что делает Пилат во дворце Ирода Великого (нет никаких исторических свидетельств, что он там жил)? Имя Ирода понадобилось тут, чтобы вспомнить об Иерусалимском Храме, отстроенном этим самым Иродом.
Так что получается? Под личиной Пилата к нам приближается самый настоящий тамплиер? А как же Всадник Золотое Копье?
Оставьте, любезный мой читатель. Никаких Всадников с Золотыми Копьями у римлян не было. Зато у масонов одного из французских обрядов на самом деле есть Рыцарь Золотое Копье.
Откуда же французские масоны попали на страницы булгаковского романа? Рискну сделать смелое предположение. Возьмем «Энциклопедию франкмасонства», вышедшую в середине прошлого века (настольная книга каждого истинного любителя тайных знаний). Раскроем ее на статье «Голгофа» - а предшествует ей непосредственно статья «Золотое копье».
Вот из этой энциклопедии и получил Пилат свой непонятный, но звучный титул.
А почему Пилату пришла в голову идея отомстить за Иешуа? Не потому ли, что масоны клянутся отомстить за тамплиеров?
А проще говоря, Булгаков, с которым дружили Ильф и Петров, с которым долгое время работали в одной газете, был членом литературного кружка Московского ордена тамплиеров. Туда же входило еще немало людей, большинство которых сейчас забыты или малоизвестны (назову разве что еще историка литературы Благого).
Вот это номер! Так сказать, «приехал жрец Иоканаан Марусидзе, любимец Рабиндраната Тагора»...
Раз уж заговорили об этом, вспомним еще бенгальского мудреца, к которому Остап ходил за смыслом жизни. Сейчас уже немногие понимают, над чем смеются Ильф и Петров. А потешаются они над антропософией (если вас интересуют подробности - загляните в книгу Бар-Селлы и Каганской «Мастер Гамбс и Маргарита», оттуда вы узнате, что такое антропософия, и кто такой Рудольф Штайнер). Мистическое учение, соединяющее мудрость востока и обрядность запада. Основателем его можно считать Рудольфа Штейнера (он же был и розенкрейцером).
На минуту отвлечемся от мудреных учений и возвратимся к Булгакову. Где Булгаков - там и «Дни Турбиных», а где «Дни Турбиных» - там, естественно, МХАТ. Во МХАТе того времени мы могли встретить, например, Михаила Чехова - члена Антропософского общества и ордена тамплиеров (он был одним из первых учеников Карелина), режиссера Завадского («рыцарь высших степеней, состоял в руководящей группе, достаточно изобличен показаниями Поля... и других» - тут я опять воспользуюсь протоколами ГПУ). Из деятелей театра в орден входили также Р.Н. Симонов и М.Ф. Астангов. Да и сам Эйзенштейн писал в своих мемуарах (которых вышли только в 1997 году), что в 1920-м году он был принят в Орден розенкрейцеров.
Вот этому кругу людей, достаточно узкому, и предназначались шутки Ильфа и Петрова. Таково уж свойство сатириков - смеяться над всем увиденным. Булгаков же относился к этому гораздо серьезнее.
Вы помните в «Мастере и Маргарите» жуткую сцену убийства барона Майгеля? Воланд убивает члена Зрелищной комиссии за то, что тот - «доносчик и шпион». Однако за кадром остается очень многое. Если Майгель - член Зрелищной комиссии, на кого он может доносить? На актеров? А обвинение в «шпионаже»? Шпионаж подразумевает внедрение, однако в свиту Воланда Майгелю внедриться не удалось (да он и не пытался). И почему, наконец, чекистским стукачом должен заниматься лично князь Тьмы? И где - самое главное - доказательства шпионской деятельности Майгеля?
И почему Майгель - барон? Где вы на таком большом году Советской власти видели баронов? Что за нонсенс - барон заседает в Зрелищной комиссии.
А я вам скажу, почему Майгель - барон. А потому, что барон - это минимальный титул, дававший права на звание рыцаря. Барон Майгель - это рыцарь Мазель, один из руководителей ордена тамплиеров в Москве и ближайший друг Михаила Чехова. Когда начались аресты московских тамплиеров, Мазель почему-то не был арестован, что и дало повод подозревать его в сотрудничестве с ЧК-ГПУ.
Так вот что значит ключевой эпизод бала Воланда - казнь барона Майгеля! Руками своего персонажа Булгаков расправляется с предателем (параллель: Мастер - Иешуа, Майгель - Иуда).
Только предположения не подтвердились. Рассекреченные уже в наше время архивы КГБ убедительно свидетельствуют - Мазель не был предателем, а не арестовали его по той причине, что списков членов ордена специально не велось, поэтому задержать удалось далеко не всех. Вернемся к Остапу - он называет себя гроссмейстером или старшим мастером. Булгаков тоже своего героя величает Мастером, хотя писателей обычно так не называют: Мастер - это тот, кто может что-то делать руками, у писателей же обычно обе руки левые, да и растут они сами знаете откуда...
Мастер вообще-то - степень в ложах для полноправного масона (до этого идут подготовительные степени - ученик и подмастерье). Мастер - это уже человек, посвященный в какие-то тайны.
А разве не в самые высшие тайны посвящен булгаковский мастер? В отличие от самозванца Остапа, не знающего даже названий шахматных дебютов, которые с ним играют. Кстати, гроссмейстер, кроме шахматного смысла, имеет еще один - глава рыцарского ордена, руководитель же ложи именуется «старшим мастером» (видите, одно понятие совсем не переводит другого). Конечно, Остап - не гроссмейстер и не «старший мастер» (только в «Золотом теленке» авторы повышают его до командора - и это характеризует степень самоотождествляемости самих авторов с членами рыцарских орденов). Но настоящий мастер у Ильфа с Петровым все-таки появляется! Это - мастер Гамбс, который «этим полукреслом...» Кстати, почему не стулом, а именно полукреслом? Да потому, что старшему мастеру ложи полагается иметь персональное кресло, но так как - с точки зрения Ильфа и Петрова - советские орденские ложи ненастоящие, так, «Союз Меча и Орала», то мастеру место не на кресле, а всего лишь на «полукресле» (то есть на том, что на языке нормальных людей называется стулом).
Ну и, понятно, в немецких масонских ложах глава ложи называется «мастер стула» - это и есть мастер Гамбс, а вовсе не советский самозванец Остап. То, что для Булгакова серьезно - «Мастер», для сатириков - «мастер Гамбс», изготовитель «полукресел». Однако чем дальше, тем серьезнее видится Ильфу и Петрову роль рыцарских орденов в жизни советской интеллигенции (не путать с Васисуалием Лоханкиным) - вплоть до того, что единственная драгоценность, оставленная ими Остапу - это знак ордена Золотого Руна. Все, что осталось Михаилу Чехову, Булгакову, Эйзенштейну, Р. Симонову - и еще многим другим - от той внутренней и внешней свободы, которая была когда-то у рыцарей. С Золотым Руном бежит Остап «от московской ЧК» - но поздно. Нет спасения Великому Комбинатору ни за границей, куда его не пускает румынская сигурнаца, ни дома, где над розенкрейцерами и тамплиерами уже навис карающий меч трудового народа.
А почему Остап - Великий Комбинатор, вы еще не догадались?
Корейко будет пооборотистее Остапа, и миллионов у него побольше... Но титул главного героя пародирует высший масонский титул - Великий Консерватор (в смысле - великий хранитель). 33-я ступень в Шотландском обряде.
То, к чему Булгаков относится серьезно - у Ильфа с Петровым вызывает целый ряд чувств (впрочем, одного плана): иронию, сарказм, а иногда и сардонический смех. Впрочем, так и должно быть - иначе бы мы вместо трех романов: «Двенадцати стульев», «Золотого теленка» и «Мастера и Маргариты» получили бы одно произведение - «Мастер Гамбс и Маргарита» (что, однако, и сделали Бар-Селла и Каганская почти полвека спустя.)
Абир Риттерсгофф
https://carabaas.livejournal.com/9518553.html