я надеюсь оставить письменно годы, города, поселки и области, где большая часть [событий] случится, даже о годе 1585 и о годе 1606, начиная с настоящего момента, то есть с 14 марта 1557, и уходя далеко до пришествия /восшествия на престол/, которое будет после, на начало 7 тысячелетия настолько глубоко вычислено, насколько мой астрономический расчет и другое знание могло простираться
Мне кажется, в данной фразе годы 1585 и 1606 не выглядят точками отсчета. Год 1557 действительно выглядит точкой отсчета, но по-видимому это впечатление немного обманчиво, потому что у нас имеется еще Письмо Цезарю:
я составил книги пророчеств, каждая из которых содержит сотню пророческих астрономических катренов, которые я пожелал несколько туманно сгладить, и они являются непрерывными предсказаниями от настоящего момента до 3797 года
Как нам известно, для Письма Цезарю "настоящий момент" соответствует 1 марта 1555 года.
Если угодно, можно предположить, что 1555 год выступает точкой отсчета для катренов опубликованных в 1555 году, и 1557 год выступает точкой отсчета для катренов опубликованных позднее.
В то же время, что касается точки отсчета 1606, она следует на мой взгляд из другой цитаты:
[Я] вычислил и рассчитал настоящие пророчества, целиком согласно порядку в цепи [последовательности], который содержит свой кругооборот, все посредством астрономического учения и моего природного дара, и через некоторое время и во время его, с того момента, когда " {идет описание конфигурации планет в 1606 году}
С формальной точки зрения, здесь видится противоречие. Потому что ранее открыто говорилось, что пророчества стартуют в 1555 или 1557 году, а здесь неожиданно, языком понятным только для узкого круга "избранных" прямо заявляется, что стартовая точка находится в 1606 году. Причем это было нами впервые понято лишь в XX веке стараниями профессора Брендамура, и только уже в XXI веке может быть проверено всеми желающими благодаря появлению компьютерных астропрограмм, таких как например астропрограмма Zet. Как можно интерпретировать этот факт? Я думаю, что точки отсчета может быть две - одна из них в 1555 (1557) году, и вторая в 1606 году. Но формально, кто-то может не согласиться со мной, и признать справедливость только одной из этих точек отсчета, причем скорее 1606 нежели 1555(1557).
Относительно поиска интерпретаций катренов в событиях истории предшествующих 1555 году. Моя текущая позиция на этот счет мало изменилась по сравнению с озвученной в сборнике публикаций от 2014 года http://nostradam.ru/nostradamus/Datirov ... v.book.doc
Среди полезных отечественных работ, безусловно важны комментарии А.Пензенского, как детальная историческая справка; однако для изучения предсказательных смыслов необходимо использовать другую литературу. Дело в том, что А.Пензенский развивает так называемую теорию "пророчеств обратной силы", суть которой состоит в том, что Нострадамус во многих катренах (если не в большинстве) описал события предшествующие 1555 году. Впервые эта теория была предложена анонимным автором в 1720 году, и в настоящее время активно используется в кругах историков: она позволяет исследовать тексты Нострадамуса, не входя при этом в противоречие со сложившимися концепциями естествознания, и оставаясь в рамках академической науки. Достижения этой теории порой выглядят плодотворно; заметный вклад в ее развитие внесли профессор П.Брендамур из Канады ("Нострадамус астрофил", 1993; "Нострадамус: первые центурии или пророчества", 1996) и Р.Прево ("Нострадамус, миф и реальность", 1999). Однако, такая теория обретает логически завершенный вид только в том случае, если найдены ясные формулы датировки катренов. Тогда при датировании катрена описанные в нем события прошлого накладываются на дату из будущего, откуда и возникает эффект пророчества. Это вполне соответствовало бы идее о циклической повторяемости исторических событий, которую, по-видимому, предсказатель разделял. В таком случае, выявление исторических аллюзий способствует лучшему пониманию смысла описанной ситуации, но при этом никак не входит в противоречие с возможностью предсказания будущего тем же самым катреном. Возможна и другая ситуация: Нострадамус действительно приводит некоторое количество катренов, посвященных уже минувшим событиям, – в качестве открытого ключа, с тем чтобы после их датировки можно было бы предложить формулу перебора номеров катренов, независимую от исполняемости остальных пророчеств. Но если всё таки катрен никак независимо не датирован, и при этом события прошлого в нем описаны, тогда Нострадамус оказывается злостным мошенником, который выдал события прошлого за предсказания будущего с целью привлечь общественное внимание к своей персоне. К счастью, такая решительная позиция на данный момент историками не разделяется, поэтому теория "пророчеств обратной силы" внутренне противоречива. Вместо ответа на основной вопрос, удалось ли все таки Нострадамусу в какой-то степени предсказать будущее, она породила своеобразное направление научной деятельности, эквивалентное обычному истолкованию катренов, с той только разницей, что подбор необходимых событий для интерпретации производится в прошлом по отношению к моменту написания "Пророчеств". Общая парадигма этого подхода повлекла за собой технические последствия. При наличии нескольких вариантов перевода, или при необходимости исправления текста, историки неизменно выбирают тот вариант, который способствует подтверждению исходной концепции: показать, что Нострадамус описывал только прошлое, и предсказать будущее не мог.
В связи с этим упомянем курьезный факт. Р.Прево, самый яростный проповедник теории "пророчеств обратной силы", в своих первых "разоблачениях" пользовался изданиями "Пророчеств", датированными 1568 годом. Обнаружив значительное количество совпадений в предсказаниях Нострадамуса с реальной историей 1555–1566 гг., он расценил этот факт как мистификацию предсказателя. Вскоре, однако, стали известны обнаруженные Р.Беназра в 1982 году экземпляры первых изданий "Пророчеств", опубликованные в 1555 г. и 1557 г. На данный момент факсимиле этих изданий выложены для свободного доступа на сайте итальянского энтузиаста Марио Грегорио (http://www.propheties.it/). Из них видно, что многие пассажи Р.Прево подтверждают пророческий дар Нострадамуса, потому что предсказания все таки были опубликованы до того, как произошли события, на которые указывает Р.Прево. Когда это выяснилось, Р.Прево погрузился в глубокую конспироманию, заявив, что все публикации пророчеств, не соответствующие его гипотезе о мистификации, должны быть поддельными.
Рациональное зерно из теории "пророчеств обратной силы" пытался извлечь Питер Лемезурье, наверное самый растиражированный нострадамовед на Западе [ , ]. Суть идеи Лемезурье проста: при обнаружении катрена с описанием далекого прошлого, необходимо с помощью астрономических программ рассмотреть планетную конфигурацию на этот момент времени, а затем найти следующую, максимально близкую к ней планетную конфигурацию. Катрен должен быть отнесен к моменту реализации этой новой планетной конфигурации.
Резюмируя, можно сказать, многие серьезные исследователи наблюдают описание в ряде катренов событий предшествующих 1555 году. Можно понимать это как экспериментальный факт. Как этот факт интерпретировать, мы пока не знаем, на этот счет ведутся дискуссии. Кстати, не знаю как у историков, а вот в физических журналах принято отделять факты от дискуссий. Если, например, пишется научная статья, то в ней сначала излагаются факты, составляющие основу материала статьи. И затем в отдельном разделе приводится "обсуждение", требования к которому ниже, и можно свободно фантазировать, интерпретируя факты.