Мастера Мудрости

Re: Мастера Мудрости

Номер сообщения:#21  Сообщение ETO 9I » 21 окт 2018, 21:20

Tuva or Bust!
«В Туву любой ценой!» (англ. Tuva or Bust!: Richard Feynman's Last Journey) — книга американского литератора и продюсера Ральфа Лейтона (англ.)русск. про попытку самого автора и его друга, американского физика Ричарда Фейнмана, посетить Туву в 1970-х и 1980-х годах. Книга завершает биографическую серию, написанную Лейтоном о Фейнмане, и рассказывает о последних годах жизни выдающегося физика и педагога.
Завязка сюжета происходит во время застольного разговора[1]. Фейнман спрашивает Лейтона: «Куда делось государство Танну-Тува? В детстве в моей коллекции были великолепные треугольные и ромбовидные марки. Их выпускали в стране Танну-Тува». Лейтон, считая вопрос очередным розыгрышем Фейнмана, отвечает, что такой страны нет, это выдумка. В ответ на это Фейнман извлекает атлас 1943 года и показывает Лейтону государство Танну-Тува между Советским Союзом и Монголией. Как оказывается, страна с таким названием действительно существовала и коллекционеры охотно покупали марки Танну-Тува. Однако в 1944 году республика вошла в состав Советского Союза. Фейнман восхищается названием столицы, города Кызыл, и они с Лейтоном решают обязательно посетить Туву и Кызыл, что для граждан США в 70-х и 80-х годах XX века было очень непросто[1].

Многочисленные попытки получить разрешения на поездку растянулись на десять лет. За это время Лейтон и Фейнман много узнали о культуре, языке и истории Тувы, заинтересовались тувинским горловым пением. Пытаясь добиться разрешения на поездку в Туву, Фейнман писал в Москву известному востоковеду-тюркологу Севьяну Вайнштейну[2], просил помощи у своего коллеги, академика В. Л. Гинзбурга[2]. Увлечённость Фейнмана и Лейтона Тувой передалась многим их друзьям и знакомым, и Ральф Лейтон основал американское «Общество друзей Тувы», существующее по сей день[3][4][5]. Поездка в Туву стала в книге аллегорией на жизнь Фейнмана, отразила неустанный поиск удивительного, занимавший его воображение всю жизнь.

Поездка стала возможной с началом Перестройки, однако Ричард Фейнман не успел побывать в Туве, он умер за несколько недель до того, как приглашение, подписанное вице-президентом АН СССР Е. П. Велиховым, пришло ему домой по почте[4][6]. Позже, в 2008 году, Туву посетила его дочь Мишель[1], а в 2012 году там побывала его сестра Джоан с мужем[7].
Книга получила в основном положительные отзывы, рецензенты отмечали традиционную для Лейтона живость изложения и яркость образа Фейнмана[8][9], а также моду на Туву, созданную Фейнманом и продолжающуюся и по сей день[10]. В критических отзывах Лейтона упрекали в избыточном описании бюрократических процедур и документов, сопровождавших подготовку к поездке
ETO 9I
 
Сообщения: 1560
Зарегистрирован: 06 янв 2017, 13:13
Откуда: Россия (Хем-Белдир)

Re: Мастера Мудрости

Номер сообщения:#22  Сообщение ETO 9I » 21 окт 2018, 21:22

Фейнман, Ричард Филлипс
Ри́чард Фи́ллипс Фе́йнман (Фа́йнман) (англ. Richard Phillips Feynman; 11 мая 1918 — 15 февраля 1988) — американский физик. Основные достижения относятся к области теоретической физики. Один из создателей квантовой электродинамики. В 1943—1945 годах входил в число разработчиков атомной бомбы в Лос-Аламосе. Разработал метод интегрирования по траекториям в квантовой механике (1948), а также так называемый метод диаграмм Фейнмана (1949) в квантовой теории поля, с помощью которых можно объяснять превращения элементарных частиц. Предложил партонную модель нуклона (1969), теорию квантованных вихрей. Реформатор методов преподавания физики в вузе.[5] Лауреат Нобелевской премии по физике (1965, совместно с С. Томонагой и Дж. Швингером). Кроме теоретической физики, занимался исследованиями в области биологии[6].
Ричард Филлипс Фейнман родился в еврейской семье[6]. Его отец, Мелвилл Артур Фейнман (1890—1946), эмигрировал в США из Минска с родителями в 1895 году; родители матери, Люсиль Фейнман (урождённой Филлипс, 1895—1991), эмигрировали в США из Польши[7][8][9][10]. Семья жила в Фар-Рокавей[en] на юге Куинса в Нью-Йорке. Его отец решил, что если у него родится мальчик, то этот мальчик будет учёным. (В те годы от девочек, хоть они и могли де-юре получить академическую степень, не ожидалось научного будущего. Младшая сестра Ричарда Фейнмана, Джоан Фейнман, опровергла это мнение, став известным астрофизиком). Отец старался развить детский интерес Ричарда к познанию окружающего мира, подробно отвечая на многочисленные вопросы ребёнка, используя в ответах знания из областей физики, химии, биологии, часто ссылаясь на справочные материалы. Обучение не было давящим (отец никогда не говорил Ричарду, что он должен быть учёным). От своей матери Фейнман унаследовал зажигательное чувство юмора.

Свою первую работу Фейнман получил в 13 лет, ремонтируя радиоприёмники
Ричард Фейнман закончил четырёхлетнее обучение в Массачусетском технологическом институте на факультете физики и продолжил обучение в Принстонском университете.

Когда разразилась Вторая мировая война, Фейнман, будучи уже аспирантом Принстона, попытался пойти добровольцем на фронт. Однако, все, что ему смогли предложить в местной призывной комиссии — это строевая подготовка на общих основаниях. После недолгих раздумий Ричард отказался, в надежде, что физику смогут найти в армии лучшее применение. Вскоре он принял участие в разработке последних, перед появлением первых компьютеров, механических счетных машин, которые работали для расчета артиллерийских траекторий.

Во время написания квалификационной работы на соискание степени доктора философии по физике, Фейнман женился на Арлин Гринбаум, в которую был влюблён с тринадцати лет и с которой был помолвлен в 19 лет. К моменту свадьбы Арлин была обречена на смерть от туберкулёза.

Родители Фейнмана были против свадьбы, но Фейнман, тем не менее, поступил по-своему. Церемония бракосочетания была проведена по пути на вокзал для отбытия в Лос-Аламос; свидетелями были счетовод и бухгалтер, служащие мэрии Ричмонда; родственников новобрачных на церемонии не было. По окончании церемонии, когда пришёл черёд мужу целовать невесту, Ричард, помня о болезни жены, запечатлел целомудренный поцелуй на щеке Арлин.

В Лос-Аламосе Фейнман принимал участие в разработке атомной бомбы (см. Манхэттенский проект). На момент набора персонала Фейнман всё ещё учился в Принстоне, и ему подал идею вступить в проект знаменитый физик Роберт Уилсон. Поначалу Фейнман не горел желанием работать над атомной бомбой, но потом подумал, что будет, если нацисты изобретут её первыми, и присоединился к разработке. В то время, когда Фейнман работал в Лос-Аламосе, его жена Арлин находилась в больнице города Альбукерке (Albuquerque) неподалёку, и каждые выходные Фейнман проводил с ней.

Во время работы над бомбой Фейнман приобрёл неплохие навыки взломщика сейфов. Он убедительно доказал недостаточность принимаемых мер безопасности, выкрадывая всю информацию по разработке атомной бомбы из сейфов других сотрудников — абсолютно всю, от технологии обогащения урана и до руководства по сборке бомбы. Правда, эти документы были нужны ему для работы. В своей автобиографической книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»[6] он рассказывает, что занимался открыванием сейфов из любопытства (как и многим другим в своей жизни) и после долгого изучения предмета нашёл несколько уловок, которыми пользовался для открывания сейфовых шкафов в лаборатории. Также в этом деле ему часто помогала человеческая неосмотрительность, а подчас и везение. Таким образом он заработал репутацию взломщика и недоверие со стороны военного начальства.
Послевоенное время и основной вклад в науку

С 1950-х годов Фейнман работал исследователем в Калифорнийском технологическом институте. После войны и смерти жены Фейнман чувствовал себя опустошённым, поэтому его не переставало удивлять количество писем, предлагающих ему посты на кафедрах университетов. В конце концов он даже получил приглашение в Принстон — а там преподавали такие гении, как Эйнштейн. Фейнман решил, что если мир хочет его, он его получит, а оправдаются ожидания мира заполучить великого физика или нет — это не его [Фейнмана] проблема. Как только Фейнман прекратил сомневаться в себе и ставить себе какие-то рамки и цели, он снова почувствовал прилив сил и вдохновения. Тогда же Фейнман пообещал себе не работать с тем, с чем он не сможет поиграть.

Фейнман продолжил работать над собственной теорией квантовых превращений. Кроме того, он совершил прорыв в понимании физики сверхтекучести, применив к этому явлению уравнение Шрёдингера. Это открытие, вкупе с объяснением сверхпроводимости, полученным тремя другими физиками немного ранее, дало новый толчок в физике низких температур. Помимо этого, Фейнман работал вместе с Мюрреем Гелл-Манном, первооткрывателем кварков, над теорией «слабого распада», лучше всего проявляющегося в бета-распаде свободного нейтрона на протон, электрон и антинейтрино. Эта работа фактически позволила открыть новый закон природы. Фейнман высказал идею квантовых вычислений.

В 1960-х годах по просьбе академии Фейнман потратил три года на создание нового курса физики. Результатом был учебник «Фейнмановские лекции по физике», который и по сей день считается одним из лучших учебников по общей физике для студентов.

Фейнман также сделал важный вклад в методологию научного познания, разъясняя студентам принципы научной честности и публикуя соответствующие статьи (например, о культе карго).

В 1964 году Фейнман прочитал в Корнеллском университете 7 популярных лекций по физике «Характер физических законов», которые легли в основу книги.
Участие в психологических экспериментах

В 1960-х годах Фейнман участвовал в экспериментах своего друга Джона Лилли по сенсорной депривации. В книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» он описывает многократный яркий опыт испытанных галлюцинаций в специальной камере с солёной водой, изолированной от внешних воздействий. В ходе экспериментов Фейнман даже курил марихуану и принимал кетамин, однако провести опыт с ЛСД он отказался, опасаясь повредить свой мозг.[6]
Личная жизнь

В 1950-х годах Фейнман женился повторно, на Мэри Лу (Mary Lou), но скоро развёлся, поняв, что принял за любовь то, что в лучшем случае было сильным увлечением.

В начале 1960-х годов на конференции в Европе Фейнман встретил женщину, которая в будущем стала его третьей женой — англичанку Гвинет Ховарт (Gweneth Howarth). У пары Ричард-Гвинет родился ребёнок Карл (Carl), и они также взяли приёмную дочь, Мишель (Michelle).

Затем Фейнман заинтересовался искусством, чтобы понять, какое именно влияние искусство оказывает на людей. Он брал уроки рисования. Поначалу его рисунки не отличались красотой, но с течением времени он стал неплохим портретистом. Свои картины он подписывал псевдонимом Офей (Ofey). Ofey (сленг) — так афроамериканцы называли белых. Фейнман достиг успеха в создании картин, это позволило ему провести свою персональную выставку.

В 1970-х годах Фейнман, его жена и их друг Ральф Лейтон (сын физика Роберта Лейтона[en]) задумали поездку в Туву. Поездка не состоялась из-за бюрократических проблем, связанных с политикой холодной войны. Ральф Лейтон позже написал книгу «В Туву любой ценой!», о последних годах жизни Фейнмана и событиях вокруг получения разрешений на поездку.
Работа в комиссии по расследованию катастрофы шаттла «Челленджер»

28 января 1986 года Национальное аэрокосмическое агентство запустило космический челнок многоразового использования «Челленджер». Он взорвался через 73 секунды после отрыва от стартового стола. Для расследования причин катастрофы была создана президентская комиссия, и Гвинет убедила мужа участвовать в расследовании. Причины проблемы: ракетные ускорители первой ступени, поднимавшие сам челнок и огромный топливный бак, состоят из цилиндрических секций, соединения которых были защищены в районе теплозащитного покрытия цинкохроматной мастикой, а металлических оболочек — резиновыми кольцами. При низких температурах окружающего воздуха свойства мастики не обеспечивали надёжной изоляции резиновых уплотнений от воздействия раскалённых газов. Кроме того, из-за так называемой «ротации соединения» в нём образовалась щель, которую резиновые кольца, потерявшие при низкой температуре эластичность, быстро закрыть не смогли. О недостатках этой конструкции и имевших уже место прогарах резины Фейнману рассказали специалисты Лаборатории реактивных двигателей Калтеха, о близкой к 0 °C температуре воздуха при запуске и потере резиной эластичности в этих условиях — члены комиссии генерал ВВС Дональд Кутина и астронавт НАСА доктор Салли Райд. В ходе эффектного эксперимента, проведённого Фейнманом при помощи кольца из уменьшенной модели космического челнока, пассатижей и стакана со льдом, было показано, что при низких температурах кольцо теряло свою эластичность. Нарушение герметичности позволило горячим газам прожечь корпус правого ускорителя и пережечь его соединение с топливным баком. Повернувшись вокруг верхнего соединения, корпус ускорителя ударил по верхней части топливного бака, разрушив его и вызвав взрыв жидкого водорода. Именно это и случилось 28 января, когда низкая температура воздуха повлияла на качество термоизоляции и эластичность резиновых уплотнений[11].

Эксперимент, продемонстрированный по телевидению в прямом эфире, принёс Фейнману славу человека, разгадавшего тайну катастрофы, на что он, впрочем, и не претендовал. В НАСА знали о том, что запуск ракеты при низкой температуре воздуха чреват катастрофой, но решили рискнуть. Техники и обслуживающий персонал, тоже знавший о возможной катастрофе, были принуждены к молчанию.
Болезнь Фейнмана и его смерть
Могила Ричарда Фейнмана

В конце 1970-х годов выяснилось, что Фейнман болен редкой формой рака. Опухоль в брюшном отделе была удалена, но организм уже невосполнимо пострадал. Одна из почек отказалась работать. Несколько повторных операций не оказали существенного влияния на развитие болезни; Фейнман был обречён.

Состояние Фейнмана постепенно ухудшалось. В 1987 году была обнаружена ещё одна раковая опухоль. Её удалили, но Фейнман был уже очень слаб и постоянно мучился от боли. В феврале 1988 года он был снова госпитализирован, и врачи обнаружили помимо рака ещё и прободную язву. Вдобавок ко всему, отказала оставшаяся почка.

Можно было подключить искусственную почку и подарить Фейнману ещё несколько месяцев жизни, но он подписал отказ от медицинской помощи. 15 февраля 1988 года Ричард Фейнман умер. Он похоронен в простой могиле на кладбище Mountain View в Альтадене. Его жена Гвинет похоронена рядом с ним.

В 1985 году вышла книга, оформленная в виде подборки случившихся с Фейнманом историй, под общим названием «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!». Второй том этого сборника называется «Какое тебе дело до того, что думают другие?». По мотивам этих книг был снят фильм «Бесконечность» с Мэттью Бродериком в главной роли, в эпизодических ролях снялись дочь Фейнмана Мишель и сестра Джоан (астрофизик по профессии).
Автомобиль Фейнмана

В 1975 году Фейнман купил вэн Dodge Tradesman[en]. Автомобиль был раскрашен снаружи в популярные в то время горчичные цвета, а внутри — в оттенки зелёного, и на автомобиле были нарисованы принёсшие их создателю Нобелевскую премию диаграммы Фейнмана. На этом автомобиле было сделано множество длительных поездок. Фейнман заказал также особые номерные таблички, надпись на которых гласила «QANTUM» (то есть «quantum», квант).[12]

Иногда Фейнман ездил в этом автомобиле на работу, но в основном на нём ездила его жена Гвинет. Однажды на светофоре её спросили, почему на её автомобиле нарисованы диаграммы Фейнмана, на что она ответила: «Потому что меня зовут Гвинет Фейнман».

После смерти Ричарда Фейнмана автомобиль был продан другу семьи Ральфу Лейтону за 1 доллар. Продажа за $1 — это способ, которым Ричард обычно избавлялся от старых автомобилей. Автомобиль служил своему новому хозяину ещё долго; в 1993 году он участвовал в марше памяти Ричарда Фейнмана.
ETO 9I
 
Сообщения: 1560
Зарегистрирован: 06 янв 2017, 13:13
Откуда: Россия (Хем-Белдир)

Re: Мастера Мудрости

Номер сообщения:#23  Сообщение ETO 9I » 22 окт 2018, 11:18

где то читал: Мастеров Мудрости..их не счесть
тем не менее попытаемся им отдать должное
ETO 9I
 
Сообщения: 1560
Зарегистрирован: 06 янв 2017, 13:13
Откуда: Россия (Хем-Белдир)

Re: Мастера Мудрости

Номер сообщения:#24  Сообщение ETO 9I » 22 окт 2018, 11:21

Самое главное это отзывы и рецензии Оригинальных и Мастеров Мудрости!
(рекомендуется смотреть,слушать и читать,самое главное вникать в суть)
ETO 9I
 
Сообщения: 1560
Зарегистрирован: 06 янв 2017, 13:13
Откуда: Россия (Хем-Белдир)

Re: Мастера Мудрости

Номер сообщения:#25  Сообщение ETO 9I » 22 окт 2018, 16:09

Голоса

Много есть на свете голосов
Голос есть у рек и у лесов,
Страшен бури голос грозовой,
Есть у волка голос — жуткий вой.

Всем природа голоса дала
У косули есть он, у орла,
У камней, свергающихся с гор…
Не смолкает Жизни вечный хор!

Чей же голос в мире всех слышней?
Чей же голос в мире всех главней?
Будь его достоин: это твой
Голос — человеческий, живой!

Монгуш Кенин-Лопсан
ETO 9I
 
Сообщения: 1560
Зарегистрирован: 06 янв 2017, 13:13
Откуда: Россия (Хем-Белдир)

Re: Мастера Мудрости

Номер сообщения:#26  Сообщение ETO 9I » 22 окт 2018, 16:41

Кенин-Лопсан, Монгуш Борахович

Кенин-Лопсан Монгуш Борахович (10 апреля 1925 года, м. Чаш-Тал, с. Хондергей, Дзун-Хемчикский район, Тувинская Народная Республика) — поэт, прозаик, переводчик, этнолог, этнограф, доктор исторических наук, Народный писатель Республики Тыва, заслуженный работник культуры Тувинской АССР, заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель науки Республики Тыва, действительный член Нью-Йоркской Академии наук, исследователь и пропагандист традиционной культуры Тувы, президент республиканского общества шаманов «Дунгур», обладатель международного звания «Живое сокровище шаманизма».
Кенин-Лопсан Монгуш Борахович родился 10 апреля 1925 года в м. Чаш-Тал с. Хондергей Дзун-Хемчикского района Тувинской Народной Республики шестым ребёнком в семье сказителей. Он — один из первых выпускников Кызылской национальной школы № 2. Окончил Восточный факультет Ленинградского государственного университета (1952), в Ленинградском Институте этнографии АН СССР защитил кандидатскую диссертацию по теме «Сюжеты и поэтика тувинского шаманства» (1982), докторскую диссертацию по теме «Проблемы этнографического изучения тувинского шаманизма по материалам шаманского фольклора» в Санкт-Петербурге, в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии Наук[2].

Работал преподавателем тувинского языка и литературы в Кызылском педагогическом училище, редактором в тувинском книжном издательстве, с 1964 г. — ведущий научный сотрудник Республиканского краеведческого музея им. «Алдан-Маадыр».

М. Б. Кенин-Лопсан начал писать ещё в детстве. Первая публикация состоялась в местной газете, когда ему было всего тринадцать лет. В 1947 году была напечатана в одной из местных молодежных газет его поэма «Радость Тувы»[3]. Первое его стихотворение «Ненависть к Гитлеру» напечатано в сборнике стихов «Боевой клич» в 1943 г. Первая книга, сборник стихов «Большая дорога» вышла в 1956 году, первый роман «Стремнина Великой реки» в 1965 году.

Его монография «Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Конец XIX — начало XX вв.», опубликованная в Новосибирске в Институте истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР приобрела большое этнографическое значение[3].

Его творчество широко известно за пределами Тувы. В периодической печати регулярно публикуются его статьи и рецензии. Он — автор многочисленных литературно-критических работ. Внес огромный вклад для развития шаманизма в Туве. По его руководством был создан Научный центр по изучению шаманизма (1993). Он — организатор регулярно проводимых международных конференций по шаманизму[2]. М. Б. Кенин-Лопсан написал около пятидесяти книг: сборники стихов, баллады, рассказы, романы. Перевел с русского языка на тувинский известные поэтические произведения русских и зарубежных писателей, поэтов: Д. Байрона, Г.Гейне, А.Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, Т. Шевченко, Н. Хикмета, Л. Украинки, В. Маяковского, А. Твардовского, С. Щипачева, А. Прокопьева, Н. Тихонова, Д. Фурманова и др. Он является классиком тувинской литературы, настоящим человеком-легендой. Начиная с 1995 г. М. Б. Кенин-Лопсан выходит на международную научную арену. Он побывал по приглашению с лекциями и докладами во многих странах Европы — в Австрии и Швейцарии (1996), США (1998), Германии (2000), Италии (2001). Участвовал в международных выставках и вернисажах с выездной экспозицией «Шаманы Центра Азии. Мифологическое наследие тувинского народа»[3].

Член Союза писателей СССР с 1968 г. В марте 2000 г. на конкурсе М. Б. Кенин-Лопсан признается «Человеком XX века» и становится героем книги «Лучшие люди XX века Республики Тыва»[3].

Награды и звания
Почетная грамота Верховного Совета Тувинской АССР
Медаль СССР «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина»
бронзовая медаль «За достижения в развитии народного хозяйства СССР»[4]
Почетный гражданин г. Кызыла
Заслуженный работник культуры Тувинской АССР (1980)
Заслуженный работник культуры РСФСР (1985)
Народный писатель Республики Тыва (1991)
Орден Дружбы народов (1993)[5]
«Живое сокровище шаманизма» (1994)
действительный член Нью-Йоркской Академии наук (1995)
Лауреат литературной премии им. С.Сарыг-оола (2003)
Орден Республики Тыва (2000)
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2004)[6]
Заслуженный деятель науки Республики Тыва (2004)
медаль «100-летие со дня М. А. Шолохова» (2005)
орден «Буян-Бадыргы» I степени (2014)

Основные публикации
Стремнина Великой реки: роман (1970)
Большой путь: стихи, баллады (1956)
Гордость женщины: роман (1973)
Танец козерога: роман (1981)
Юрта табунщика: роман (1990)
Тувинка: роман (1990) и др.
Исчезнувшая девушка: роман (2001)
Мое сердце (2010) и др.

Важнейшие труды по тувинскому шаманизму и традиционной культуре[3]
1. Конец шамана. Легенда о небесном шамане. Кызыл, 1972;
2. Небесное зеркало: книга сказок, преданий, рассказов и повестей. Кызыл, 1985;
3. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Новосибирск, 1987;
4. Магия тувинских шаманов. Кызыл, 1993 (на тув., рус., и анг. языках);
5. Алгыши тувинских шаманов. Тыва хамнарнын алгыштары. Кызыл, 1995 (на рус. и тув. языках);
6. Тувинские шаманы. М., 1998; М., 2009;
7. Мифы тувинских шаманов. Тыва хамнарнын торулгалары. Кызыл, 2002 (на рус. и тув. языках);
8. Ойтулааш. Классические образцы любовной лирике тувинского народа. Ынакшылдын кожаннары. Кызыл, 2004 (на рус. и тув. языках);
9. Традиционная культура тувинцев. Кызыл, 2006;
10. Дыхание Чёрного Неба. Мифологическое наследие тувинского шаманства. М., 2008.
ETO 9I
 
Сообщения: 1560
Зарегистрирован: 06 янв 2017, 13:13
Откуда: Россия (Хем-Белдир)

Re: Мастера Мудрости

Номер сообщения:#27  Сообщение ETO 9I » 22 окт 2018, 17:23

Далай-лама XIV

Дала́й-ла́ма XIV (Нгагва́нг Ловза́нг Тэнцзи́н Гьямцхо́, тиб. བསྟན་འཛིན་རྒྱ་མཚོ་; род. 6 июля 1935, Такцер, Цинхай, Китайская Республика) — духовный лидер последователей тибетского буддизма. Лауреат Нобелевской премии мира (1989). В 2007 году награждён высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса[1]. До 27 апреля 2011 года также возглавлял Тибетское правительство в изгнании (его сменил Лобсанг Сангай)
Далай-лама XIV, Тэнцзин Гьямцхо, является духовным лидером тибетского народа. Тибетские буддисты верят, что Далай-ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары (Ченрези), Бодхисаттвы Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям. Признанный Далай-ламой Лхамо Дхондруб получил новое имя — Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо.
Далай-лама XIV родился 6 июля 1935 в бедной крестьянской семье в маленькой и бедной деревушке Такцер, расположенной на холме над широкой долиной на северо-востоке Тибета в провинции Амдо. Сейчас эти земли входят в состав китайской провинции Цинхай. Его отец Чойкьон Цэринг и мать Сонам Цомо (её имя было в дальнейшем изменено на Дики Цэринг), как и другие 20 семей деревни (включая нескольких этнических китайцев), занимались выращиванием овса, пшеницы и картофеля. Девять его братьев и сестёр умерли в раннем детстве. При рождении он получил имя Лхамо Тхондуп («богиня, исполняющая желания». В Тибете при выборе имён не учитывают пол младенца, поэтому будущий Далай-лама получил женское имя. Об этом он сам вспоминал с юмором[2]). Лхамо был девятым из шестнадцати детей в семье (выжили — семь). Самой старшей была его сестра Цэринг Дролма. Старший брат, Тхубтен Джигме Норбу, был признан реинкарнацией высокого ламы Такцер Ринпоче, и в дальнейшем стал настоятелем одного из самых знаменитых монастырей Тибета — Кумбум. Ещё один брат, Лобсанг Самтен, тоже стал монахом. В автобиографии «Моя земля и мой народ» Далай-лама XIV пишет: «Если бы я родился в богатой аристократической семье, я бы не смог проникнуться чувствами и чаяниями беднейших тибетцев. Но благодаря своему простому происхождению я могу понять их, предвидеть их мысли, и именно поэтому я так сильно сострадаю им и всегда пытался сделать всё, чтобы облегчить их долю».

Юный Далай-лама XIV

В 1909 Далай-лама XIII, совершая паломничество по святым местам, посетил деревню Такцер. Он отметил красоту этого места и сказал, что хотел бы вернуться сюда вновь. В 1937, уже после кончины Далай-ламы XIII, в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая его новое воплощение. После соответствующих испытаний (в частности, когда ему показали различные реликвии и игрушки предыдущего Далай-ламы, он сказал: «Это моё, это моё!») двухлетний Лхамо Тхондруб был признан реинкарнацией своего предшественника. Сам Далай-лама XIV считает, что далеко не все инкарнации далай-лам были подлинными. Он уверен, что является воплощением Далай-ламы V (которого в Тибете называют за заслуги «Великий Пятый»), так как в детстве у него было очень много ярких снов, связанных с этой прошлой жизнью.
Восточный район Тибета, где находилась деревня Такцер, был под контролем Китая. После длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией, 10 июля 1939 года 4-летний Лхамо в составе большого каравана отбыл из родительского дома в направлении столицы Тибета. Через 3 месяца, в октябре 1939 г., караван прибыл в Лхасу.

Юный Далай-лама был знаком с известным австрийским альпинистом и писателем, членом национал-социалистической партии и офицером СС Генрихом Харрером, прожившим семь лет в Тибете после побега из Британской Индии. Харрер много рассказывал Далай-ламе, которому в то время было 11 лет, о западных странах, которые тогда были диковинными для тибетцев. Этот факт используется современной китайской пропагандой как «доказательство» связи тибетского руководства с нацистами, хотя сам Далай-лама позже говорил, что в то время он ничего не знал о нацистах.[3]

Возведение на трон и изгнание
Далай-лама был возведён на трон 22 февраля 1940[4] в Лхасе, столице Тибетского государства. После вторжения в Тибет китайских коммунистов в 1949 и в 50-х годах и одобрения им Соглашения по мирному освобождению Тибета в 1951 году, он в течение девяти лет предпринимал попытки мирного сосуществования с центральной властью КНР.[5][аффилированный источник? 1822 дня]. После подавления антикитайского восстания он был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти убежище в Индии. С этого времени живёт в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш), где находится Тибетское правительство в изгнании

Далай-лама обучался с шести до двадцати пяти лет от роду, чтобы получить высшую учёную степень геше-лхарамба («доктора буддийской философии»). В возрасте двадцати четырёх лет он сдал предварительные экзамены в трёх главных монастырских университетах Тибета: Дрепунге, Сэре и Гандене. Заключительные экзамены прошли в главном храме Лхасы во время ежегодного молитвенного празднества (монлама) зимой 1959 года. Утром в экзаменационный день Далай-лама сдавал экзамены по логике тридцати учёным. Во второй половине дня он участвовал в философском диспуте с пятнадцатью учёными. Вечером тридцать пять учёных экзаменовали его по вопросам монашеской дисциплины и метафизики. Далай-лама блестяще сдал все экзамены в присутствии более 20 000 учёных-монахов и получил звание геше-лхарамбы.
Руководство Тибетом

В 1949 году резко обострились тибетско-китайские отношения. Китайское правительство настаивало на том, что Тибет является частью Китая. Далай-лама писал: «С 1912 до рокового 1950 Тибет de facto был государством, независимым от любой другой державы, и наш статус по сей день остаётся тем же, что и в 1912 году». 17 ноября 1950 года Народно-освободительная армия Китая вошла в Восточный Тибет, что ещё более осложнило ситуацию. 26 октября 1950 года МИД Индии направил в Пекин следующую ноту: «Сейчас, когда китайское правительство предприняло вторжение в Тибет, навряд ли можно совместить с этими событиями мирные переговоры, и, естественно, часть тибетцев будет опасаться, что эти переговоры пройдут под давлением. При современном положении дел вторжение китайских войск в Тибет не может быть рассмотрено иначе как удручающее событие, не согласующееся с интересами самого Китая в налаживании мира в регионе. Так считает индийское правительство». В том же году чрезвычайная сессия Национальной ассамблеи Тибета обратилась к пятнадцатилетнему тогда Далай-ламе с просьбой принять на себя всю полноту духовной и светской власти. 17 ноября 1950 года состоялось возведение Далай-ламы Тензина Гьямцхо на престол духовного и светского правителя Тибета.

В 2001 году в Тибете впервые в истории были проведены демократические выборы на пост Калон Трипа (премьер-министра)[6][аффилированный источник? 1822 дня]. В 2007 году в интервью Эхо Москвы Далай-лама сказал, что после избрания политического руководства в ходе всенародных выборов он находится «наполовину в отставке». Также он высказал мнение, что в следующих перевоплощениях Далай-лама не будет являться политическим лидером, а сохранение института далай-лам остаётся на усмотрение тибетского народа.[7]

В марте 2011 года Далай-лама заявил об уходе из политического руководства Тибета[8].

В июле 2012 года Далай-лама ещё раз подчеркнул, что, вопреки заявлениям китайских властей, не стремится к независимости Тибета, а выступает за его демократическое автономное существование в составе КНР. «Я повторяю: мы не стремимся к независимости, мы не стремимся к независимости»[9]. По официальному мнению китайской стороны Далай-лама — «политический изгнанник, который на протяжении длительного времени под знаком религии ведет деятельность, направленную на раскол Китая»[10].
Зона ахимсы. Получение Нобелевской премии мира
Основная статья: Зона ахимсы

В сентябре 1987 года Далай-лама предложил политическую программу под названием Зона ахимсы или Зона мира (англ. Zone of Ahimsa), заключающуюся в расширении «полностью демилитаризированной зоны ненасилия, которой он предлагает сделать сначала Тибет, до размеров земного шара»[11][12]. В программе предполагается, что Тибет как зона мира будет освобождён от любых видов оружия и будет местом гармонического сосуществования человека и природы[13].

За выдвижение плана, как его ещё называют, «срединного пути» Далай-лама XIV был удостоен Нобелевской премии мира в октябре 1989 года[13]. Нобелевский комитет отметил постоянное противодействие Далай-ламы применению насилия в борьбе за освобождение Тибета от китайской оккупации и его «конструктивные и дальновидные предложения для решения международных конфликтов, вопросов о правах человека и глобальных экологических проблем»
Далай-лама посещал Россию в 1979, 1982, 1986, 1991, 1992, 1994, 1996 и 2004 годах[15]. Визит 2004 года ограничивался двумя днями в Элисте.

После этого МИД РФ отказало во въездной визе Далай-ламе, мотивируя это необходимостью «учёта внешнеполитического фона» и «всей совокупности российских интересов», а также что посещение России духовным лидером тибетских буддистов «было бы особенно болезненно воспринято Пекином в нынешнем юбилейном году нашей общей с Китаем победы во Второй мировой войне».

В 2009 году министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что готов рассмотреть возможность пастырского визита Далай-ламы в Россию, и что для такого визита в будущем нет никаких препятствий. В то же время, при следующих обращениях в МИД РФ российским буддистам было отказано в визе для Далай-ламы[15]. Несмотря на то, что в 2012 году Далай-лама сложил с себя все политические функции и теперь он уже не политический руководитель Центральной тибетской администрации (в эмиграции), а только духовный лидер буддизма, и политическое измерение целиком исчезло из его деятельности.

Отношение к науке
Далай-лама поддерживает научные эксперименты по клонированию человека (если они приносят пользу конкретному человеку), но выступает против широкого распространения такой практики[28]. Далай-лама не исключает возможности существования сознания на компьютерной основе[
ETO 9I
 
Сообщения: 1560
Зарегистрирован: 06 янв 2017, 13:13
Откуда: Россия (Хем-Белдир)

Re: Мастера Мудрости

Номер сообщения:#28  Сообщение ETO 9I » 22 окт 2018, 22:26

Eva Levit Вот эта Женщина )) мать пятерых детей..
ETO 9I
 
Сообщения: 1560
Зарегистрирован: 06 янв 2017, 13:13
Откуда: Россия (Хем-Белдир)

Re: Мастера Мудрости

Номер сообщения:#29  Сообщение ETO 9I » 22 окт 2018, 22:39

Eva Levit Красивая Женщина,Мать пятерых детей
https://www.youtube.com/watch?time_cont ... aDmX8CuANQ
ETO 9I
 
Сообщения: 1560
Зарегистрирован: 06 янв 2017, 13:13
Откуда: Россия (Хем-Белдир)

Re: Мастера Мудрости

Номер сообщения:#30  Сообщение ETO 9I » 26 окт 2018, 20:06

ETO 9I
 
Сообщения: 1560
Зарегистрирован: 06 янв 2017, 13:13
Откуда: Россия (Хем-Белдир)

Пред.След.

Вернуться в Наука и религия



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0