Мустафа писал(а):Ну, а всё-таки, какой критерий: 2-случайности ( у евреев упоминание 2 случайностей об одном и том же, говорит в пользу закономерности), 3, 4, 5 и т.д. Вы поддерживаете, что бы признать, что соблюдается принцип закономерности?
Надо отметить, что вероятность случайной реализации события уже в одиночном испытании может быть разной. Если бросаем монету, то вероятность выпадения орла 1/2. Если бросаем кубик, то вероятность выпадения заданной цифры 1/6. Если дважды бросаем монету, то вероятность выпадения двух орлов подряд равна 1/4. Если же дважды бросаем кубик, то вероятность, что дважды выпадет заданная цифра, равна 1/36. Лично я начинаю рассматривать цепочки событий как подозрительные на неслучайную закономерность, если вероятность случайной реализации цепочки не выше 1/1000.
Однако к сожалению это не все, потому что есть еще и другой момент, который труднее формализуется. Допустим, Вы десять раз бросили монету, и все десять раз выпал орел. Формально получилось, что вероятность случайной реализации небольшая, 1/1024. Однако означает ли это, что имеет место закономерность, свидетельствующая, например, о Вашем особом умении путем телекинеза вызывать предпочтительное выпадение орла? Оказывается нет. Скорее можно предположить, что Вы тот редкий счастливчик, у которого случайным образом десять раз подряд выпал орел. Ведь выигрывают же иногда люди в лотерею, и это происходит вполне случайно. Поэтому здесь включается второе правило: чем сильнее (необычнее) сделанное заявление, которое нужно аргументировать, тем сильнее должна быть эта аргументация, и соответственно тем ниже опускается порог вероятности для вынесения вердикта о наличии закономерности.
Например, если я дважды взял рукой некоторое неизвестное мне растение, и в первом случае ничего не было, а во втором случае через день возник ожог, этого уже достаточно для того, чтобы предположить, что растение ядовито. Потому что ядовитость неизвестного растения это нормальное, вполне ожидаемое, явление. Если же я десять раз бросаю монету и наблюдаю выпадение орла, этого совершенно недостаточно для того, чтобы предположить, что я усилием мысли могу стимулировать выпадение орла. Чтобы уверовать в такое чудо, мне потребуется провести много испытаний. Может быть вероятность случайной реализации десять в минус двенадцатой степени меня устроит.
В итоге, можно сказать, существует некая априорная интуитивная (исходя из совокупности наших знаний и представлений о мире) оценка вероятности случайной реализации события, которую необходимо преодолеть вниз экспериментально, для того чтобы сделать заявление о наличии неслучайной закономерности. Поэтому, как видим, кроме формальных оценок, не удается избавиться от интуитивной очевидности, которая вообще говоря субъективна. И к сожалению, это касается критериев истинности в научных исследованиях вообще. Впрочем, на практике в научных исследованиях редко заморачиваются такой философией ))