Из авторского предисловия видно, что работа имеет положительную исходную мотивацию и хороший интеллектуальный уровень. От нее можно ожидать замечательных открытий. Уже с первых страниц повеяло ароматом таинственного.
Схема нашего будущего, согласно Валерию, такова. После падения Третьего Антихриста установится продолжительный Золотой Век. Дата 2240-2242 играет важную роль, но ее смысл в системе Валерия отличается от традиционного: этой датой обозначается приход Антихриста. Царство Антихриста просуществует некоторое время, и только потом, где-то в первых десятилетиях седьмого тысячелетия (по еврейскому календарю) наступит Золотой Век. Однако Валерий смотрит дальше, и выясняет, когда Золотой Век закончится. Он приходит к выводу, что Золотой Век завершится падением кометы на Землю в 3797 году. Поскольку это случится совсем не скоро, человечество имеет шанс к спасению на других планетах.
Думаю, такой взгляд во многом подтверждается текстами. Например, в завершении Письма Генриху: «Сатана [...] пребудет связанным на протяжении около тысячи лет, и могущество Церкви обретет свою величайшую силу, а потом [Сатана] будет развязан». Ясно сказано, по завершении Золотого Века Сатана возвращается. Также в конце «Письма Цезарю», ужасная война обрисована как относительно близкая перспектива, но перед этим идёт речь о «вселенском пожаре», падении камней с неба и наводнениях, – как о перспективе далёкой. Согласимся, было бы странно ожидать «Золотой Век Сатурна» после реализации «вселенского пожара». Там же говорится, «хотя планета Марс завершила свой цикл, [он? Или мир?] в конце своего последнего периода будет конечно же продолжаться». Эта двусмысленная фраза может быть понята так, что «последний период» (т.е. «вселенский пожар») наступит, когда повторится эпоха Марса. Ближайшая к Нострадамусу эпоха Марса завершилась примерно в 1535 году, затем на 2241-2243 гг приходится завершение эпохи Солнца, и наступает Золотой Век Сатурна, а новая эпоха Марса приходится на 3660-4012 гг. Это вполне согласуется с рассуждениями Валерия.
Выше я обрисовал не «результат» Валерия, а скорее его «систему ценностей», т.е. ту концепцию, которую ему суждено отстаивать. На роль же «основного результата» может претендовать новая расшифровка первой хронологии. Валерий предлагает поделить числа хронологии на 2 (почему бы и нет?). Затем первые два числа откладываются от принятой даты РХ вперед: 1242 / 2 =621 – Ной – исламская эра Хиджра (с точностью один год), 621+ 1080 / 2 = 1161 – Авраам – дата смерти еврейского философа Авраама ибн Эзра (с точностью 6 лет). Промежуток лет от Авраама до Моисея никуда не откладывается. Промежуток лет от Давида до Иисуса также делится на два и откладывается назад от известного нам 2241 года: 2241-1350 / 2 = 1566 – Давид – дата смерти Нострадамуса (с точностью один год). Промежуток времени от Моисея до Давида делится на два и откладывается от полученной даты назад: 1566- 570 / 2 = 1281 – дата смерти Моисея де Леона, еврейского мистика, автора книги Зоар (с точностью 24 года). Таким образом, концы таблицы фиксируются датами принятого Рождества Христова и концом 6000 лет еврейского календаря, а в середине таблицы существует разрыв (обозначаемый словами «515 или 16 лет»).
Совпадения, в общем, довольно красивые, примерно на одном уровне с «зимовскими». Конечно, вероятность случайной реализации резко возрастает за счет снижения точности до 24 лет (!), но зато поверх датировок дважды возникло совпадение имен, и выдерживается единая тематическая линия. Поэтому заявить, что эти совпадения произошли случайно, я бы поостерегся. Думаю, прежде всего эти совпадения и послужили для Валерия мотивацией дальнейшей деятельности по расшифровке.
В сравнении же с зимовскими и прочими открытиями возникает ситуация, когда примечательные совпадения не единственны, так что одни из них как бы отрицают другие. Это весьма интригующее обстоятельство. Это интересно и нетривиально. У нас уже давно не хватает свободных параметров для всех «совпадений». Но по статистике совпадения Валерия все таки не являются самыми сильными среди имеющихся. Это является аргументом к тому, что наблюдаемые нами таинственные совпадения проистекают не от Нострадамуса, поскольку они не могли быть получены шифрованием (не хватает свободных параметров).
В дальнейшем повествовании, как мне показалось, путеводной нитью автора становится не столько чудесное совпадение, сколько логическое рассуждение. Мотивация этого перехода мне хорошо понятна. В окружении совпадений, которые часто сочетаются между собой довольно безумным образом, чувствуешь себя неуютно. И ведь никогда нет уверенности, что новое совпадение, сколь бы низкой не была вероятность его случайной реализации, все таки не произошло вполне случайно. Путеводная нить совпадений всегда готова оборваться или завести в тупик. Но вместе с тем есть одно существенное обстоятельство. Совпадения имеют внешнюю природу по отношению к нашему разуму: во-первых, они подобны экспериментальным фактам, и во-вторых - они являются признаком деятельности независимого от нас Разума. В противоположность этому, логическое рассуждение проистекает только от нас. Сколь бы обстоятельным оно не было, у нас нет оснований на него полагаться, до тех пор пока теория не подтвердится экспериментом. По правде, логические рассуждения в этой теме – удел историков (и нам их не переплюнуть), а наша задача видится именно в том, чтобы экспериментально, посредством загадочных совпадений, нащупать эффект пророчества.
Поэтому мое основное критическое замечание по дальнейшему содержанию книги состоит в том, что рассуждения автора (порой весьма грамотные, «продвинутые») слишком уж умозрительны, в то время как совпадения пророческого характера, которые призваны к их подтверждению – в статистическом плане не сильны. Критерием силы совпадения является вероятность случайной реализации такого совпадения. Чем ниже такая вероятность, тем с большей уверенностью можно говорить, что произошло нечто чудесное, выходящее за рамки простой случайности. Вероятность случайного совпадения экстремально снижается, если увеличивается число совпадений полученных в рамках одного алгоритма, или если возрастает точность совпадений (например, до одного дня).
Что мы имеем в данном случае? Автор и сам признает, что предложенный далее по тексту метод датировки катренов не вполне удачен, т.к. «он создает такую ситуацию, при которой всегда остается место сомнению» (стр.97). Действительно, показательный пример приведенный на стр.96, который «описывает самое главное событие пророчеств – финал жизни на планете Земля» (!) (стр.115) – с точки зрения вероятностей, впечатляет даже меньше, чем популярные нумерологические игры с номерами катренов. По сути, читателю предлагается выбрать по своему усмотрению из этого Океана-Соляриса несколько катренов по своему желанию, определить их порядок также по своему желанию, а затем из их номеров составить дату согласно одному из предложенных 24 алгоритмов (выбор алгоритма также оставлен на усмотрение читателя пророчеств). В итоге, хотя формулы и определены, но сама процедура их выбора, а также подбор катренов и определение их порядка совершенно субъективны. Это видимо всегда позволяет получить такую датировку, какую заранее хочется экспериментатору. Ведь согласно предложенному методу, чтобы датировать катрены, надо их собрать в группу, а для этого надо знать их смысл, а для этого необходимо сначала катрен датировать. Круг замыкается. Это весьма близко к тому, как если бы никакой формулы просто не было.
На стр.108 читаем: «стремление учесть все частные случаи, привело к пугающему, на первый взгляд, количеству алгоритмов». Как видим, автор стремится быть честным с самим собой и с читателем, и все таки в итоге оправдывает свой подход. Но согласуется ли полученное с комментарием Нострадамуса: «разрушительное действие времени, о светлейший король, требует, чтобы эти сокровенные события были явлены исключительно в прикровенном выражении, имеющем только одно – единственное значение и единственное истолкование, без привнесения какого-либо неясного или двусмысленного расчета»? Количество совпадений естественно возрастает за счет использования нескольких алгоритмов, однако вероятность их случайной реализации от этого никак не снижается. Если много раз бросить монетку, когда-нибудь обязательно выпадает орел. Это не удивительно. То есть обоснование такой расшифровки является слабым в силу особенностей самого метода. Истолкование же является единственным, если оно по уровню своей аргументации (обоснованности) намного превосходит другие истолкования.
Также автор пишет, что открыто датированные катрены «не подчиняются общим алгоритмам датировки, а потому бесполезны при попытке найти соответствие» (стр.107). По моему мнению, такое «неподчинение катренов» является именно признаком неудачности алгоритмов. Я считаю, открыто датированные катрены были оставлены именно для того, чтобы протестировать на них предложенные алгоритмы на предмет правильности.
Другой пример – катрены, которые по мнению большинства комментаторов относятся к Наполеону. Автор предпочитает здесь согласиться с комментаторами, но это сразу же приводит к тому, что среди предложенных 24 алгоритмов вообще не находится такого, посредством которого можно было бы датировать эти катрены. Автор пишет, что произошло исключение. Здесь мне приходит на ум шутка одного моего сокурсника, ныне профессора сеульского университета. Докажем, говорил он, что все нечетные числа являются простыми. Число 1 простое, число 3 простое, число 5 простое, число 7 простое, число 9 ошибка эксперимента, число 11 простое, число 13 простое... Таким образом, гипотеза подтвердилась на примере цепочки из 7 чисел, с одной ошибкой эксперимента, поэтому далее числовой ряд не рассматриваем.
Признаюсь, я так и не понял логику получения точки отсчета 208 год. Почему нужно было датировку эры Хиджра разделить на число глав в Книге пророка Иола. Вообще я не склонен разделить мнение, что по замыслу Нострадамуса, первую хронологию надо обязательно разделить на три главы или на двух пророков, – например потому, что при таком делении утратится красота совпадения 4758+2242=7000. Но отставим в сторону «борьбу совпадений». Дело в другом. Появление точки отсчета 208 осталось странным даже в контексте этой заново расшифрованной таблицы. До этого два числа разделили на два и вычли из конца, а тут почему-то поделили на три и сложили в начало. «Обоснования» этого момента по тексту носят не доказательный, а скорее оправдательный характер, и призваны заполнить пустое место. На самом же деле, думаю, причиной тому послужило желание перенести указанный планетами 1606 год: 1813-1606=207, а это значит, что в дальнейшем не следует смотреть на 1813 год как на «совпадение», потому что на самом деле эта дата не возникает «сама», а специально вводится через точку отсчета 208, что называется, «по определению», «руками».
И еще несколько небольших комментариев. Интерпретация ключевого, по мнению Валерия, катрена Ц3К56 – содержит явное недоразумение в переводе. Слово «пара» во фр.языке пишется «pair» (содержит «i» в середине), поэтому перевод «23 части» более правилен, чем «23 пары».
Идея о пришествии Антихриста в 2241 году – вытекает у Валерия лишь из того, что Нострадамус не называет открыто Иисуса Христа. Но давайте не будем забывать про уважительное отношение пророка к иудаизму (судя по тексту книги, из расшифровки первой таблицы, Валерий должен с этим согласиться!). В иудаизме «Золотой Век» ассоциируется с Царством Машиаха. Евреи ждут другого Пришествия, но отсюда еще не следует, что они ждут Антихриста. Кстати, А.П. в комментарии к Ц1К50 предлагает дату рождения Антихриста 2159 г, что отстоит на 81 год от 2240 г. (Предполагаю, в контексте книги это может заинтересовать Валерия).
Рассуждения о том, что «на небесах дат нет» смотрятся наивно и умозрительно. Очевидно, если предположить, что на небесах есть Бог, то он имеет возможность сообщить людям точные даты (или временные отрезки) в таком представлении, чтобы нужные люди их поняли. К тому же примеры пророчеств Даниила и Иоанна свидетельствуют, что такие даты могут сообщаться даже иносказательно (седмины, пророческие годы по 360 дней, или день засчитывается за год и т.п.) Но вот только перевод фразы из Письма Цезарю, где Нострадамус слышит некий «голос на лимбе» вызывает у меня сомнения, потому что выпадает из основного контекста, из которого как раз следует, что Нострадамус не приписывает себе звание и власть пророка, потому что не имеет прямого общения с Творцом. Но зато он имеет некое озарение, приводящее его в состояние сопричастности с божественной вечностью, что можно интерпретировать как дар Духа Святого. Далее он пишет, что «посредством юдициарной астрологии, вместе с Божественным вдохновением и озарением, с постоянными ночными бдениями и расчетами, мы изложили на письме наши пророчества...События могут быть предречены пророчеством посредством ночных небесных светил, которые имеют природное происхождение, а также с помощью пророческого духа». Иначе говоря, он утверждает, что нашел способ оживить традиционную астрологию посредством своего ясновидения. Астрология заявляет о возможности предсказывать даты событий через планетные конфигурации, Нострадамус же добавляет к этому прямое видение событий. «Все эти образы основательно согласованы посредством Св.Писания с видимыми небесными творениями, а именно Сатурном, Юпитером, Марсом и иже с ними, как можно более явно увидеть в некоторых катренах».
В общем, возможно, я излишне строг. Для сравнения, книжка В.Ищука вполне может быть поставлена в один ряд с «Откровениями» Джона Хоуга. При этом я также хочу подчеркнуть, что вся ответственность за поглощение времени и сил исследователей и их читателей, за появление многочисленных расшифровок (при условии их положительной мотивации), возлагается в первую очередь на Нострадамуса и на Источник его информации. Возможно, с точки зрения «высших сил», такая деятельность является полезной и важной, даже если и объективных результатов нет. Возможно, само появление замечательных совпадений связано с тем, что за 500 лет эта тема поглотила много внимания. Но в работе В.Ищука, думаю, есть что-то объективное. По крайней мере, я пересмотрел свое отношение к дате 3797, и если в будущем напишу что-то новое, буду встраивать в общую конструкцию «вселенский пожар», наступающий после Золотого Века. А расшифровку первой хронологии можно оформить в виде статьи на nostradam.info