Номер сообщения:#2892 Ирина » 10 сен 2019, 13:44
Октава как музыкальная универсальная "единица" принадлежит всей музыке, всем музыкальным инструментам. Сложность состояла в том, что у октавы нет специального индекса МПК. А по индексу производится поиск. То есть, предмет изобретения (способ модификации классической семинотной двенадцатиклавишной октавы) получался без индекса.
Я ограничила круг инструментов клавишными.
Октава формировалась на протяжении тысячелетий. Современная классическая октава носит название октава фортепианного или органно-фортепианного типа. Все музыкальные инструменты принято делить на три большие группы: струнные, духовые и ударные. Клавишные принадлежат к каждой из этих групп, например, рояль, орган, ксилофон. Есть также ещё электронные и электрические инструменты. Поэтому в заявке можно выбрать 5 основных индексов с литерами на конце без цифр, указывающих на подгруппы (более дробные деления). Это индексы общего характера, они короткие, состоят из трёх делений. Ограничение инструментов клавишными позволило мне привязать предмет изобретения к конкретным индексам, хоть и общего характера.
За последние 500 лет, на протяжении которых существовала равномерная темперация, сложилось несколько типов отношения к такой октаве с РТС:
а) радикальный взгляд (ретроградный)
Это отказ от инструментов с РТС и возвращение к нетемперированному строю. Объясняется это тем, что скрипач solo играет от души (так рвёт душу, что слёзы наворачиваются, красиво играет), а в РТС нет эмоции.
P.S. Не знаю. Я, конечно, не против существования наряду с РТС и инструментов с неравномерным расстоянием между звуками. Но нужно ли так эмоционально проявлять себя в наше сложное время? Эмоция иногда превращается в болезнь. Лучше спокойная гармония.
б) компромиссный взгляд
Принимаются положительные стороны РТС и немного закрываются глаза на недостатки семинотной октавы (малое количество консонантов). Можно какой-то звук поднять, какой-то опустить, настроить инструмент в одной-двух параллельных тональностях, потом перестроить инструмент и т.д., опытная настройка это большое искусство.
в) непримиримый взгляд к недостаткам РТС
Осознавая беспрекословно то положительное, что может дать РТС (РТС победил повсеместно), осуществляются попытки "вылечить" октаву, купировать (медицинский термин) отрицательные стороны РТС.
Каким путём пошло оздоровление октавы? Был выбран и осознан только единственный путь такого оздоровления - это увеличение нот в октаве. Это было признано всеми. Но... существует такое понятие как "замыленный взгляд". Профессиональные музыканты, которые хорошо знают свою профессию, теорию музыки, им трудно абстрагироваться от привычного, поднятся над ситуацией и предложить конкретно, сколько надо сделать нот в октаве.
В электронных инструментах возможно большое дробление октавы, но основа остаётся той же: 7 основных нот и всего 12 клавиш в октаве.
За последние века было сделано не мало устройств с разным количеством нот в октаве. Например, 19 нот в октаве энгармонического рояля князя В.Одоевского (19 век). В 20 веке в Польше был произведён аккордеон Боруцкого с 14-ю клавишами в октаве (7 белых и 7 чёрных клавиш). То есть изобретатели пошли путём проб и ошибок. Опыт, эксперимент также используется в науке. Идёт экспериментальный перебор вариантов. Отрицательный результат тоже результат и можно предлагать следующий опытный вариант. Это путь от частного к общему.
Сильная сторона моего изобретения заключается в том, что есть концепция. Она диктует сколько необходимо иметь нот в октаве. Это путь от общего к частному.
Продолжение в следующем сообщении.
"Хорошо выраженная мысль всегда мелодична" М.Шаплан