ЕТО 91, для начинающих урок №13 вполне хорошо объясняет, что такое звукоряд и его деление на октавы.
Irk писал(а):возникает новый сильный консонанс с первой нотой посередине модифицированной октавы, и еще пара менее слабых при разбиении лактавы вчетверо.
Irk, фраза полностью мне не понятна. Не понятно как Вы поняли способ нахождения консонантных интервалов и аккордов, и почему надо делить на четыре.
Некоторые дам объяснения, чтобы был понятен материал описания.
В модифицированной октаве 8 белых клавиш (основные ноты первого ряда) и 8 клавиш второго ряда - всего 16 клавиш или нот. То есть, октава это набор (перечень) нот или клавиш.
Лактава - это интервал (до - до, ре - ре, ля диез - ля диез и т.д.). Я рассматривала для примера лактаву от ноты до и от ноты до диез. Лактавы от других нот будут формироваться аналогично. Для понимания темы нахождения консонантных созвучий достаточно рассматривать лактаву от до (до диез пока не берите во внимание).
Лактава имеет 17 ступеней: к 16-ти нотам (клавишам) добавляется ещё одна одноимённая нота следующей октавы (тоже нота до).
Деление лактавы (до - до) на две части с получением срединного звука выглядит так: [8 + (1) + 8]. В сумме это 17 нот или клавиш или ступеней. Лактава до - до это консонантное созвучие. Такое деление лактавы отражено на фиг.3. Оно показывает
принцип нахождения консонантных интервалов: надо брать нечётное количество ступеней для деления на две части с выделением срединной ноты. Интервал с чётным количеством нот, например, до - йо
# имеет 16 ступеней и является неустойчивым. Я избегаю называть такие интервалы дисонантными, так как понятия консонансов и диссонансов плавающее. Все интервалы, которые условно названы консонантными являются в разной степени консонантными. Все интервалы переходные к консонантным - в разной степени дисонантны. Деление на две большие группы объясняется наличием двух рядов и понятием, что есть основные ноты (белые клавиши первого ряда) и клавиши второго ряда (они не имеют своих специальных названий, выражаются в октаримо через диезы). Консонансы - это приоритет.
Мы делим общий звукоряд на два ряда, клавиши идут "волнами", посмотрите как перемежаются ноты первого и второго рядов (до, до
#, ре, ре
# и т.д.). Знаки альтерации бемоли я для усложнения материала не применяла.
Музыкальная гармония это сложная и в тоже самое время простая природная система. Её надо реализовать в инструментах и получить то, что диктует природа. Кстати, строй до РТС назывался натуральным, т.е. природным. С РТС он тоже будет натуральный, природный, но только надо правильно выстроить количество нот в октаве.
Irk писал(а):Есть люди которым нравятся диссонансы в музыке, слишком консонантную музыку они считают скучноватой.
Ну, тритон или волчья квинта так резанёт слух, что потом продолжение композиции на фортепиано покажется сладким счастьем.
В рок-музыке, например, нужны определённые созвучия, без них будет пресно и скучно как в затяжном раю. Тишь, да гладь, плоскость без объёма. Хотя... Малевич бы возразил про плоскость. Его так шарахнул этот квадрат, что мы до сих пор успокоиться не можем, всё говорим о нём. Шучу - шучу.
Irk писал(а):Если стремиться собственно к консонансам, тогда кажется 12 нотная система содержит еще больше консонансов. Но можно согласиться, что слишком много клавиш это неудобно.
Автор книги "Построение музыкальных систем" рассматривал классическую семинотную 12-ти клавишную октаву (обычную октаву фортепианного типа), а не 12 основных (белых) клавиш в октаве. Для такой октавы необходимо иметь очень большие руки.