lubomysl писал(а):Ирина писал(а):Но есть у книги ещё более тонкие пласты информации и их тоже желательно проработать. Например, по-поводу, антропологического перехода, который ожидается учёными в 30-х - 50-х годах 21 века.
Очень бы хотелось конечно про это услышать!
Антропологический переход, да и любой переход, подразумевает, что мы не просто продолжаем развитие в рамках старой парадигмы, а выбираем дорогу в Будущее, где нас ожидает эволюционное развитие на принципиально новом уровне.
А когда происходят ПЕРЕХОДЫ? Только тогда, когда истощается энерго-созидательный ресурс в рамках прошлых наших представлений о реальности. Мы чувствуем, что уходящее неуклонно исчерпывается ... и ожидаем "новую волну".
Чтобы понять куда мы направляемся, надо сначала сделать ретроспективный взгляд, то есть понять из какого мира мы будем уходить. Попробую дать краткий анализ состояния общества в прошлом и настоящем.
Цитата:
"Для нормального функционирования общества в любой исторический период времени необходимы государство, стабильное социальное устройство, развитие экономики, но еще важнее всех этих необходимых условий развития общества социо-культурная матрица, которая определяет облик государства и общества и позволяет воспроизводить его основные параметры ...
Человечество смогло изобрести пока только два вида социо-культурной матрицы – это религия и идеология."
Михаил Лунин
По Лунину получается, что матрицы изобретаются человечеством.
В моём понимании Матрица "спускается" в человеческое общество Свыше и касается исключительно основ устройства Мироздания (такую Матрицу можно назвать "культурной"). А поняв основы, человек уже может выстраивать в соответствующем ключе своё бытиё.
Но Лунин прав в том смысле, что наше общество, действительно, выстроено по "социо-культурной матрице". И она от человека ...
Какую роль играла религия в традиционных обществах? Она говорила, что если люди будут хорошо себя вести, на том свете они обретут рай.
Идеология обещает при правильном поведении людей рай на земле. Но, как правило, добровольно человеки не очень-то сознательны, и поэтому рано или поздно возникает необходимость введения карательных санкций, наказания. В истории были государства и страны, добившиеся больших успехов и материальных достижений, но в основном за счёт включения эмоций страха, использования насилия, контроля и ценой больших усилий народа.
Религии опираются на догмат веры. Большинство государств были построены, имея в своей основе ту или иную религию.
Общества основанные на идеологии довольно редки в истории человечества и, в основном, возникли в 20 веке. В основе идеологии лежит стремление понять устройство нашего мира. Такими изысканиями, как правило, занимаются философские школы. Большинство философских умозрительных доктрин так и не находят применения на практике, в социальной организации общества.
Что касается современной России, то идеология у нас запрещена на законодательном уровне ельцинской конституцией.
Китай исторически уже давно является практически единственной страной, построенной на идеологии. В основе идеологии лежит конфуцианство. В 4 - 6 веках буддизм в некоторой степени перетянул на себя внимание китайцев, но не вошёл в противоречие с государственной этической доктриной и с тех пор в основном используется китайцами для "домашнего потребления" (вместо религии). В 20 веке после эпохи смуты конфуцианство в Китае заменила коммунистическая идеология.
А что происходит на Западе?
Идеологические государства на Западе появились только после разложения традиционного общества в ходе великой революции Модерна, которая потеснила религии в идейно-политической сфере жизни народов.
Гегель утверждал, что, не понимая реальности, мы не можем сделать свободный выбор. Выход из современного антропологического кризиса будет через прорыв в сфере понимания устройства нашего мира.
Цитата:
"Непонимание происходящего в мире нарастает. Цивилизация 21 века отличается от более ранних цивилизаций..."
С.Г.Тихомиров
А где и в чём скрыты проблемы современного общества? Пушкин нам дал ключи к разумению.
Предлагаю вам послушать:
В.С.Непомнящий "Пушкин и судьбы русской культуры. О золотом петушке".
http://www.planet-kob.ru/video/2673
Пушкин, используя символический язык, указал на проблемы. А современному миру надо найти способы решения этих проблем. В "Эстафете" я и попыталась это сделать, хотя бы в начальной форме.