Номер сообщения:#100 Dante » 03 июн 2012, 22:33
"А когда человек за всю свою историю был свободен? я что то такого не припомню, даже сейчас нету никакой свободы, есть просторная клетка со своими правилами и законами. Или свобода это пойти на площадь поорать как все плохо?"
А был ли человек человеком-то, Курьер? Ты задавался этим вопросом?
Обратимся к нашему философу, А.А. Богданову. Статья называется "Собирание человека", и представлена в сборнике - "Вопросы социализма". Процитирую несколько строк:
Человек — мир, но мир частичный, не космос, а микрокосм, не все, а только часть и отражение великого целого.
Но почему он не целое? Что делает его частью? То, что связывает его с целым.
Если бы человек был один, он не был бы микрокосмом. Его опыт и мир совпадали бы между собою. Он, может быть, отличал бы от своего тела другие предметы, но все они были бы исключительно предметами его опыта. Всякое расширение этого опыта было бы тогда расширением мира в целом.
Общение с другими существами — вот что делает человека микрокосмом.
Капиталистические системы в нынешнем виде не занимаются и не ставят перед собой задачи "собирания человека", а наоборот, дробят его.
Дробление человека порождает не только неполноту жизни, раздвоенность опыта, разорванность мира; оно порождает реальные жизненные противоречия и через них — развитие.В раздробленном человеке со стихийной силою возникает потребность стать целым. Она несет ему тяжелые муки неудовлетворенности, но и толкает его на путь борьбы за ее удовлетворение. На этом пути совершается собирание человека.Процесс этот жизненно сложнее и потому жизненно труднее, чем процесс дробления.
В то время как, принципы товарищества, братства и взаимопомощи, есть ни что иное, как основа для "собирания", т.е. создания настоящего человека. Процесс некоторого "собирания", длившийся 70 лет эпохи СССР, резко сменился дроблением.
Но в то же время, Богданов замечает, что "...Самый живой, самый типичный и яркий пример собирания человека мы найдем именно там, где дробление человека дошло до последней крайности..."
Продолжим:
Человек — отражение общества. Каким же общественным отношениям соответствует новый, развивающийся тип человеческой жизни?
Принципиальное равенство опыта, соединенное с полным взаимным пониманием людей, может явиться лишь результатом широкого общения людей при полном равенстве их взаимного положения. Этим условиям соответствует только один тип отношений между людьми — отношения товарищеские. Отношения эти по существу враждебны всяким перегородкам между людьми — всякому подчинению и сужению, всякому дроблению человека.
Собирание человека и совершается в действительности именно там и постольку, где и поскольку отношения авторитаризма и специализации сменяются товарищескими.
Несомненно, что всеобщие товарищеские отношения и полное взаимное понимание людей означают уничтожение общественных противоречий и антагонизмов. Здесь возникает вопрос о силах развития.
Противники товарищеских отношений утверждают, что сами по себе эти отношения застойны, именно потому, что гармоничны. Только борьба между людьми, в виде войн, конкуренции, группового антагонизма, наконец, хотя бы ослабленного психического отражения этой борьбы — соревнования, только она, по их мнению, вызывает развитие и гарантирует его непрерывность. Где есть гармония, там некуда и незачем идти дальше.
Кто считает борьбу между людьми необходимым условием их развития, тот просто обобщает свой узкий опыт, грубо перенося прошлое в будущее. Нередко человек, воспитанный на розге, считает невозможным без ее помощи научить детей чему-нибудь. Это та же логика.
Собирание человека ведет не к застою, а к смене одного типа развития другим: дисгармонического развития человечества раздробленного — гармоническим развитием объединенного человечества.
Ну и главное:
Тут возникает вопрос: имеет ли смысл одним и тем же словом «человек» обозначать существа, настолько разнородные?
И да, и нет. Да, потому что цепь развития здесь все же непрерывна. Нет, потому что мало пользы в объединяющем понятии там, где реальные различия преобладают над сходством, где нет психической связи и единства, достаточных для взаимного понимания живых существ. Очевидно, что «нет» здесь вернее, чем «да».
Итак, что же такое человек? Ответом на этот вопрос служит вся обрисованная картина развития.
Признаем ли мы человеком существо эмбрионально-простое, стихийное, чуждое развития? Мне кажется, нет.
Признаем ли мы человеком существо неполное, часть, оторванную от своего целого, дисгармонически развивающуюся? Мне кажется, нет.
Но если человеком мы признаем существо развитое, а не эмбриональное, целостное, а не дробное, то наш вывод будет такой:
Человек еще не пришел, но он близко, и его силуэт ясно вырисовывается на горизонте.
Статья была написана в 1904 году.
У Фромма есть понятие "позитивной" свободы, возможной лишь при условия единения каждого члена общество с другими людьми и со всеми людьми. Богданов говорит, что прежде, чем эту "позитивную" свободу обрести необходимо "собрать" человека, что, собственно, коммунистическая идея и предлагает, ну а хилиастическая концепция следует параллельно этому процессу, не противореча ему.