Irk писал(а):Про 70 седмин. Конечно если какое-то пророчество выглядит неисполненным, либо если его исполнение нам не нравится, всегда можно предположить, что оно исполнится в будущем в более приятном для восприятия виде. Однако, это именно предположение, а не точное знание, и даже не аргументация, на которой можно настаивать. Аргументированно обсуждать и сравнивать можно в первую очередь то, что уже реализовалось.
То же мне «бином» Ньютона»!!!
Перед началом новой эры иудаистская религия (V-ый Завет) стала совершенно иной, чем та, которая засвидетельствована в рукописях «Ветхого Завета». Сегодня об этом факте говорят, наиболее достоверные, дошедшие до нас источники от II-го века до НЭ и вплоть до рождения новой религии – Христианства, то есть, начиная с наиболее кровопролитного восстания иудеев за свою независимость, под руководством пяти братьев Маккавеев, восставших в 168 году до НЭ, против сирийцев и эллинов, и до окончательной утраты иудеями, как политической, так и территориальной целостности в 135 году НЭ от властей Римской империи. После краха двух древних царств – Израиля и Иудеи, уничтоженных ассирийскими и вавилонскими государствами, территория древнего Израиля разделилась на Иудею, центром которой стал город Иерусалим, на – Галилею на севере, и Самарию в центре страны. Галилея и Самария были заселены народностями иноземного происхождения, которые при царях Маккавеях силой были обращены в Иудаизм в 104-98 г. до НЭ [Маккавеи (от древнееврейского – надежда) – имя династии первосвященников].
Иоанн Гиркан I, первосвященник и первый князь иудейский, умер в 107 году до НЭ, успев возвести своего старшего сына Аристовула I Вителлина на царство Иудейское в 126 году до НЭ. После его смерти царем Иудеи стал его брат Александр Ианнай, царствовал в 106-79 г. до НЭ. Его старший сын Иоанн Гиркан II был царем Иудеи в 79-69 г. до НЭ, пока не был, свергнут своим дядей Аристовулом II, царь Иудеи с 69-64 годы до НЭ.
Повествование «Ветхого Завета» заканчивается примерно началом правления новой династии Маккавеев в Иудее. Вскоре соперничество между царями этой династии Аристобулом II и Гирканом II, дядей и племянником, позволило римскому полководцу Гнею Помпею (106-48 до НЭ) вступить в Иерусалим в 63 году до НЭ и подчинить Иудею римскому влиянию.
Римская республика, оказавшись на Востоке, стала искать себе верного союзника в Малой Азии и вскоре нашла его в лице Ирода, выходца из Идумеи, который в 40 году до НЭ был признан Римским сенатом царем Галилеи.
В 37 году до НЭ Ирод с помощью римских войск взял Иерусалим, окончательно сверг Макковеев, и провозгласил себя царём Иудеи и Галилеи.
В 35 году до НЭ он подчинил себе Самарию.
В 30 году до НЭ подчинил Авилену и Итурию.
В 24 году до НЭ римский император Август Гай Октавиан (27 г до НЭ – 14 год НЭ) передал Ироду, как своему верному другу и союзнику на Востоке, десять греческих городов на севере Палестины, так называемую провинцию Декаполис.
Фактически в период Ирода Великого Израильское государство вернулось к своим прежним границам, как при первых царях Давиде и Соломоне, но так как Ирод был прозелитом (новообращённым в веру Моисееву), коренные иудеи (фарисеи, книжники и ревнители закона) не считали его полностью своим, и царствование его для них было лишь временным отнятием «скипетра от Иуды», после которого должен был явиться настоящий Мессия по пророчеству Моисея:
«Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой поднимается. Преклонился он, лёг, как лев и как львица: кто поднимется на него?
Не отойдёт скипетр от Иуды и великий Законодатель от чресл его, доколе не придёт Примиритель, и ему покорность всех народов» (Бытие 49.9-10).
* * *
Надо ясно понимать, что еврейские книжники и учителя веры периода Ирода Великого (37-4 годы до НЭ), постоянно читали и перечитывали IX-ую книгу пророка Даниила, пытаясь понять скрытое в ней для них пророчество:
«В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен, был царём над царством Халдейским [522-486 годы до НЭ].
В первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима.
И обратил я лице моё к Господу Богу с молитвою и молением, в посте, и вретище, и пепле […]
Когда я ещё продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы.
И вразумлял меня, говорил со мною и сказал: Даниил! Теперь я исшёл, чтобы научить тебя разумению.
В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты – муж желанный. Итак, вникни в слово и уразумей видение.
Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония. И чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.
Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима до Владыки Христа семь седьмин и шестьдесят две седьмины, и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена» (1-3, 21-25).
Все исследователи Библии соглашаются, что имя Христос в данном тексте, греческая форма еврейского слова «Машиах» – [Помазанник, Царь, Мессия] – в тот период являлось прозвищем, а не именем собственным, и чтобы вычислить время прихода Мессии, нужно правильно определить, когда начался период, упомянутый в пророчестве.
Постановление о восстановлении Иерусалима персидский царь Дарий I, согласно исследованиям историков, издал во второй год своего царствования в 520 году до НЭ. Теологи утверждают: из некоторых переводов Библии видно, что слово «седьмина» обозначает годовую неделю равную семи годам, то есть речь идёт не о неделях, а о периодах соответствующих семи годам.
Итак, первое указание на реальные события – отсчёт с того времени: «знай и разумей: как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима до Владыки Христа семь седьмин и шестьдесят две седьмины»
520 год до НЭ плюс (7+62 = 69 х 7 = 483 года) даёт 37 год до НЭ.
В этот год Ирод Великий взял город Иерусалим, изгнав правившую там иудейскую династию Маккавеев.
«Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего..., и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена» – Ирод в своей политике постоянно опирался на Римскую администрацию. Ежегодно его послы делали щедрые подарки императору Октавиану и его ближайшему окружению.
Семьдесят седьмин минус семь седьмин минус шестьдесят две седьмины, дают одну седьмину. Опираясь на поддержку императора Рима Октавиана, Ирод Великий присоединил к Иудее с 37 года по 30 год до Н.Э. – Самарию, Авилену и Итурию.
Вернув Израильское государство к своим древним границам, Ирод, в 24 году до Н.Э. присвоил себе звание «Христа» (в переводе Мессия) и стал официально называться – Ирод Христос Великий.
- - -
«И по истечении шестидесяти двух седьмин предан, будет смерти Христос и не будет. А город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» (26) – здесь идёт как-бы повторение словосочетания о шестидесяти двух седьминах, теологи объясняют это так:
«При повторении слово «седьмина» по-еврейски – «шавуот» превращается в один из еврейских праздников – Второзаконие, который отмечается один раз в году».
[«Второзаконие – пятая книга Моисея, согласно библейского предания, означает «повторение Закона Божия». Книга эта не является, как думают многие, простым повторением Закона, она является важным дополнением к нему. Из этой книги Иисус взял слова Закона, которыми отвечал искусителю в пустыне: «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись» (Второзаконие 6.13-16, 8.3-10), а также слова, обобщающие смысл всего Ветхого Завета: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Второзаконие 6.5) […]» («Новый энциклопедический словарь», изд. Брокгауза и Ефрона)].
Тогда, 30 год до НЭ плюс 62 годовых праздника, заново обретения Закона Божия, дает 33 год НЭ, так как при переходе эпох теряется нулевой год.
- - -
«И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределённая гибель постигнет Опустошителя» (27) – через семь лет после распятия Иисуса Христа появляются два первых Евангелия: от Петра и от Матфея.
Евангелие по Петру, согласно преданию святого Папия, епископа Иерапольского, написано в 41 году НЭ.
Евангелие по Матфею написано по расчетам церковного историка Евсевия в 8-ом году по Вознесении Господа, то есть тоже в 41 году НЭ.
Апостолы начинают свою проповедь христианской религии, от религиозной общины переходя к Апостольской Церкви.
* * *
«Бог Израиля, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова не может послать народу в качестве Христа-освободителя прозелита, ставленника от римлян, – говорили наиболее ревностные раввины из учителей закона Моисеева, – ведь Повеление о восстановлении Иерусалима и Храма, издавал не только царь Дарий, сын Ассуиров, из рода Мидийского, во времена правления которого, пророку Даниилу дано было видение. Давайте ещё раз внимательно прочитаем книги пророков Ездры и Неемии».
В книге Ездры, в главе I-ой сказано:
«В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского,
И он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: Так говорит Кир, царь Персидский, все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и он повелел мне построить ему Дом и Иерусалиме, что в Иудее.
Кто есть из вас, из всего народа его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идёт в Иерусалим, что в Иудее, и строит Дом Господа Бога Израилева, того Бога, который в Иерусалиме» (1-3).
Дата этого Постановления хорошо известна историкам – 539 год до НЭ. Тогда иудеи несмотря на полученное разрешение не спешили вернуться к себе на родину предков, так как к этому времени они заняли в Халдейской земле важные посты, к тому же Кир вскоре погиб в сражении со скифами, в 530 году до НЭ, и Постановление не было выполнено.
В книге Неемии, во II-ой главе сказано:
«В месяце Нисане, в двадцатый год царя Артаксеркса I, было перед ним вино.
И я взял вино и подал царю, и казалось, не был печален перед ним. Но царь сказал мне: Отчего лицо у тебя печально? Ты не болен, этого нет, а верно, печаль на сердце?
Я сильно испугался, но сказал царю: Да живёт царь во веки! Как не быть печальным лицу моему, когда город, дом гробов отцов моих, в запустении, и ворота его сожжены огнём.
И сказал мне царь: Чего же ты желаешь?
Я помолился Богу Небесному и сказал царю: Если царю благоугодно, и если в благословении раб твой перед лицом твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтобы я обстроил его.
И благоугодно было царю послать меня. И дал мне царь письма к заречным областеначальникам, чтобы они давали мне пропуск, доколе я не дойду до Иудеи» (1-6).
[Артаксеркс I Долгорукий, персидский царь в 465-424 годах до НЭ, заключил с Афинской республикой «Каллиев мир» в 449 году до НЭ, завершивший греко-персидские войны (500-452 год до НЭ)].
«Итак, повеление о восстановлении Иерусалима было издано ещё и при Артаксерске I в 446 году до НЭ, при нём же был заново отстроен Храм и начались постоянные жертвоприношения Единому Богу, именно эту дату мы должны брать в качестве точки отсчёта, – говорили фарисеи на собрании Синедриона, – тогда нам необходимо ожидать прихода Христа», и делали новый расчёт.
«С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима до Владыки Христа семь седьмин и шестьдесят две седьмины» – промежуток времени от повеления Артаксерска I:
446 год до НЭ плюс (7 + 62 = 69 х 7 = 483) даёт 38 год НЭ.
«Семьдесят седьмин определены для народа и города твоего» – второй промежуток времени: даёт 45 год НЭ.
«И по истечении шестидесяти двух седьмин предан, будет смерти Христос и не будет. А город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт и до конца войны будут опустошения» – третий промежуток времени: 45 год НЭ плюс 62 года даёт 107 год НЭ.
«И утвердит завет для многих одна седьмина» – четвертый промежуток времени 114 год НЭ.
«Значит, – говорили учителя и ревнители веры, собираясь у золотого жертвенника второго Храма и, постоянно внимательно изучая пророчества Ветхого Завета, – наш Машиах, наш Христос, наш великий сын от Иуды, наш Великий Законодатель должен появиться до 38 года».
По предсказанию Малахии (4.5-6) [по-еврейски: мой посланник или посланник Иеговы, последний из ветхозаветных пророков], евреи ждали перед приходом Мессии пророка Илию, который обязан, был предупредить их «о скором приходе», чтобы они могли подготовиться:
«Вот, я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного.
И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, прейдя, не поразил земли проклятием».
«Пророческие» сыны, члены разных религиозных общин после смерти Ирода Великого, начали усиленно искать «нового» Илию, предвестника их вождя. Поэтому когда, Иоанн Креститель [по-еврейски: Иегова милостив] в пятнадцатый год правления Тиверия (Лука 3.1), то есть в 29 году, вышел на служение «с новой проповедью о покаянии», призывая еврейский народ приготовить себя для прихода Господа на него сразу же обратили особое внимание.
Но когда на прямой вопрос делегации фарисеев: «Ты ли – Илия?», он ответил: «Нет, я лишь голос, вопиющий в пустыне», они потеряли к нему всякий интерес и начали искать нового, подходящего под их требования кандидата.
Вскоре по приказу царя Иудеи Ирода Антипы Иоанна посадили в темницу, а позже в 31-ом году обезглавили.
Никогда евреи не ожидали Мессию с таким нетерпением, как во время перед появлением Иисуса (14-29 годы): о его пришествии ежедневно молились во втором Храме и по домам, рассуждали в Синедрионе и в синагогах Малой Азии, приход Мессии старались находить во всех предсказаниях Пророков, во всех апокалипсических свитках, появляющихся в первые годы зодиакального периода Рыб (158 год до НЭ-29 НЭ).
При этом чтобы удалить от себя малейшую опасность не узнать или отвергнуть истинного Мессию, или принять ложного за предыдущие сто лет учителя веры составили целое учение о признаках истинного Мессии, то есть о его возможном имени, происхождении, природе его дара, требованиях, которое во всех синагогах постоянно излагалось с уточнениями, свойственными раввинской учёности. К 30 году всеобщее и пламенное ожидание Мессии, согласно пророчества Даниила, достигло своего пика.
Сам Иисус на вопрос Иоанна Крестителя: «Ты ли тот, который должен придти, или ожидать нам другого?» (Матфей 11.3), имелся в виду вопрос: «Кто ты: Илия, идущий перед Мессией или сам Христос?», ответил цитатой из пророка Исаии, которая относилась к появлению Мессии:
«Слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют» (Матфей 11.5).
Фарисеи и сыны пророческие также обращались к Иисусу с таким же вопросом, заботливо предохраняя себя от заблуждения касательно «Его пришествия».
Иисус им ответил так:
«Что же смотреть ходили вы? Пророка?
Да, говорю вам, и больше, чем пророка.
Ибо он тот, о котором написано: «се, я посылаю Ангела моего перед лицом твоим, который приготовит путь твой перед тобою».
Истинно говорю вам: из рождённых женами, не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший в царстве Небесном больше его.
От дней же Иоанна Крестителя доныне царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его.
Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Матфей 11.8-13).
Нетерпеливое, фанатичное ожидание Мессии – вот состояние евреев перед появлением Христианства.
При этом надо понимать, что приход Христа, ожидали все слои общества иудейского народа: богатые и нищие, горожане и пастухи, фарисеи и общинники – десиденты, ревностные ревнители закона и эллинизированные евреи диаспор. Существовавшие в то время различные направления в религиозной мысли иудейского народа были единодушны в одном: день прихода Мессии надо ожидать в самом ближайшем будущем (30-37 годы).
Ждали с нетерпением все: хотя у каждой группы были свои цели, задачи и желания, которые должен был выполнить их Христос. При этом исходными позициями для всех групп оставались положения Ветхого Завета. И только в вопросе о том, каким образом Христос должен появиться, были разные взгляды. Фарисеи и зелоты были уверены, что Мессия явится как полновластный полководец и судья, а эссеи и саддукеи ожидали великого духовного учителя и чудотворца, владеющего силой магии, мистики и убеждения.
Ирод Великий Христос умер в 4 году до Н.Э., а обещанный Мессия не появился. Более того, со смертью Ирода его царство, превосходившее царство Давида по территории, было разделено императором Августом Гаем Октавианом на четыре части. Старшему сыну Ирода Архелаю досталось царство в Иудее и Самарии со столицей в Иерусалиме. Второй сын – Ирод Антипа получил Галилею, третий – Ирод Филипп тетрархию в районе на северо-восток от Тивернадского озера, включая Декаполис, четвертый – Ирод Лисаний тетрархию Авилены и Итуреи в южной зоне Сирии. Распад царства Ирода Великого Христа иудеи, особенно жреческое сословие, восприняли очень болезненно.
Архелай, старавшийся во всём подражать Великому Риму и императорскому образу жизни, правил «столь одиозно» в глазах ревнителей закона, расставляя на площадях городов свои статуи, что спровоцировал против себя возмущение иудеев, которые просили императора Октавиана сместить его и предложили римлянам прямое управление страной. Архелай был смещён в 6 году по личному приказу императора и сослан в Виену во Францию, где вскоре умер. Иудея была присоединена к Сирийской провинции под прямое управление римской администрации. В Иерусалиме впервые появилась римская администрация в лице наместника – прокуратора.
Самария досталась Ироду Антипе.
Против аннексии Иудеи и последующей переписи имущества жителей римскими чиновниками, восстал в 6 году Иуда из Гамалы со своими сторонниками – блюстителями еврейского закона, прозванными по-гречески «зелотами» или «сикариями». Они стали нападать из засад на небольшие отряды римлян.
После смерти Октавиана новым римским императором стал Тиберий Клавдий Нерон (14-37). Он провозгласил Ирода Антипу царём Иудеи и Самарии в 16 году, но Галилею передал в руки его брата Ирода Филиппа, который правил ей до своей смерти в 34 году.
В 37 году, после смерти Тиберия, римским императором стал Калигула Гай Юлий (37-41), он отстранил от власти Ирода Антипу и выслал его в Лион во Францию, где тот умер.
По высочайшему указу Калигулы, над Иудеей и Самарией воцарился его сын Ирод Агриппа (38-44).
Чередование римских наместников в Иудеи, которое началось в 6 году НЭ, приостановилось в 38 году, когда Ирод Агриппа сумел получить за большие деньги от римского императора Калигулы титул Христа, «помазанника» Иудеи. По этому случаю в Иерусалиме состоялись грандиозные торжества.
Первосвященники и фарисеи признали Ирода Агриппу – Христом, о котором говорили пророки Ветхого Завета и пророк Даниил. Но зелоты, религиозные общины Кумрана и первая Иерусалимская иудо-христианская община отказались признать указ Римского императора. Для одних – их Христос ещё не приходил (зелоты, кумране, учителя и ревнители веры из саддукеев), для других (иудо-христиане, общины Иоанна Крестителя) – он уже приходил, но в данный момент вознёсся на небо, но скоро обещал вновь вернуться «во всей своей силе и славе».
Надежды фарисеев на Ирода Агриппу не оправдались. Недовольные Иродом иудеи, подняли против него восстание. Тогда он вернул войска римлян в 44 году, при императоре Клавдии Тиберии Друзе (41-54). Восстание зелотов было жестоко подавлено, и иудеи начали бороться против Рима, за независимость и самостоятельность Израиля. Повстанческие движения принимали все более мессианский характер, вплоть до того, что вылились в открытую войну против римлян.
Сын Ирода Агриппы Ирод Агриппа II, правитель Самарии и Иудеи (45-70), ничего не мог сделать, будучи светским, мирным и глубоко религиозным человеком, не обладавшим ни хитростью, ни честолюбием своих предков.
В 66 году произошёл взрыв народного недовольства, восставшие уничтожили в Иерусалиме римский гарнизон и упразднили местные институты власти. Главной движущей силой восставших стали городская беднота, средние слои горожан и священники. Фарисеи и саддукеи уверили иудеев, что, выступив против единого культа «живого бога» Римского императора, они делают благое дело в глазах Господа. Римская армия численностью около 20 тысяч человек под командованием префекта Сирии Гая Цестия Галла подошла к Иерусалиму и заняла часть города, но после неудачного штурма Храмовой горы, вынуждена была отступить, потеряв около 6 тысяч человек.
Тогда римский император Нерон Луций Домиций (54-68) направил в Иудею для подавления восстания армию численностью около 60 тысяч солдат под командованием своего лучшего полководца Флавия Веспасиана.
В 67 году римляне вторглись в Галилею, разбив войска восставших во главе с Йосефом бен Маттитайхом (второе его имя Иосиф Флавий, который сдался в плен и стал помогать римлянам подавлять восстание своих соотечественников, а затем ярко описал ход войны в своём сочинении «Иудейская война»).
В 68 году римские войска захватили всю Самарию, это позволило им в 69 году вторгнуться в последний оплот восставших – в Иудею. Восстание завершилось катастрофой 70 года. Иерусалим после осады пал, второй Храм был полностью разрушен.
Так исполнилось пророчество Иисуса Христа, который сказал ученикам, показывая на Храм:
«Видите всё это? Истинно говорю вам: ни в коём случае не останется здесь камня на камне, который не будет сброшен» (Матфей 24.2).
К концу жизни Ирода Великого Христа и особенно Ирода Агриппы Христа, Иудаизм в Палестине, особенно в народе, стал чем-то весьма отличным от того, который был во времена Патриархов и первых царей Израильских. Исторические корни «рассеяния среди народов» сделали своё дело. Не будь еврейского рассеяния, Христианство приобрело бы совершенно иной облик и иные масштабы, оно могло заглохнуть в учении Иудаизма. Сегодня это совершенно очевидно для всех богословов самых разных направлений. А всё начиналось с того, что несколько десятков тысяч представителей знати, торговцев, ремесленников вместе с семьями последовательно в несколько этапов высылались: в Междуречье (после захвата Иерусалима Вавилонским царём Навуходоносором в 586 году до Н.Э.), затем в Малую Азию и Сирию в эпоху войн сирийского царя Антиоха IV Эпифана, а после Римскими императорами в Грецию и в прибрежные города Средиземноморья, включая Рим.
Евреи в первой половине I века Н.Э. составляли заметную часть городского ремесленного и торгового населения в Малой Азии. Действовавшие в Палестине жёсткие Моисеевы законы более не сдерживали их. Оказавшись в границах Римской империи, многие евреи хотя и утратили в диаспоре прежнее социальное и идеологическое единство, но сохранили жёсткий монотеизм, ритуальные и культурные особенности.
В эмиграции, воспринимаемый издали образ Христа (Мессии), утратил многие признаки династического и военного освободителя, особенно после крушения попыток Ирода Великого Христа реставрировать прежнее Давидово царство.
В Римской империи границы между классами были гораздо более жёсткими, главным образом в восточных районах Средиземноморья, простиравшихся от Малой Азии до Сирии, Фракии, Македонии, Северной Греции, Египта и включавших в то время также часть относительно плодородных и цветущих земель Северной Африки, в указанный период колонизированных богатыми фамилиями римских патрициев. В Палестине же разделение между свободными и рабами, благодаря Моисеевым Законам, было гораздо менее чётко выражено, до начала римско-иудейской войны.
Вышедшие из Палестины мессианские группы, которых стали именовать иудео-христианами, попали на благодатную почву. Оказавшись внутри общин и сообществ неоднородного национального происхождения, смешанного социального состава, которые образовались вне Палестины, в землях, где с давних времён экономические и религиозные кризисы способствовали появлению бродячих прорицателей, сообществ «истинно» посвящённых с разнообразными обрядами и мифами, которые отвечали чаяниям людей, не видевших выхода из своего безысходного положения, там они быстро заняли в них лидирующее положение.
Понятно, что в обнищавшей и униженной среде, призыв религиозного обращения, переданный христианскими миссионерами по каналам иудаистской иммиграции, реализовался в создании общин нового типа, члены которых, представители разных национальностей, были связаны друг с другом узами солидарности и взаимопомощи, против чиновничьего беспредела Римской империи. Атмосфера ожидания прихода Мессии и цели этого конфликта в Малой Азии и в Греции были уже не теми, что в мессианских группах Палестины.
«Мессия в эмиграции» – это Христос для всех верующих, избранных по вере, а не по национальности, это надо понимать.
И его слова – пророчества стали распространять по всей Римской империи, а не только в Палестине. Так начало сбываться третья часть пророчества, высказанное Ноем:
«Да распространится Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых».
Верующие не сомневались, что «царство Божие» или «царство небесное» наступит на земле в результате чуда по воле Бога. Учитывая исторические условия эпохи, преобразование мира не могло осуществиться иначе, чем сверхъестественным способом. Молитва, которая стала впоследствии в Христианстве известной молитвой «Отче наш», специально ориентировалась на ожидание этого чуда в ближайшее, историческое время, на второй приход Христа (второй половины I-го века). Молитвенные заклинания рассматривались не в церковном, ритуальном, а в их реальном содержании: имя Единого Бога будет прославлено, придёт Его «царство Равенства и Справедливости» на землю, местные чиновники будут им наказаны за преступления и произвол, совершённые против населения не только на Небе, но и на Земле.
Именно в этот период, когда Римскую империю захлестнул целый поток видений, пророчеств, прорицаний социальных катастроф, в которых более или менее открыто, предвещался конец старой эпохи, когда жрецы старых, традиционных культов, начали бороться за паству с новыми конкурентами в лице христианских проповедников, появляется «Откровение» Иоанна Богослова, как горящая свеча в тёмной комнате.
* * *
ДТН.