Магдале:Я детально не знакома с творчеством
Виктора Цоя. Чтобы досконально понять его песни, необходимо изучить всё его творчество, автобиографию, систему взглядов, в текстах песен проанализировать какие образы повторяются наиболее часто, как они связаны с другими второстепенными образами, прочувствовать с какой эмоциональной окраской связан образ в каждом отдельном случае, выяснить не входят ли образы в противоречие друг с другом и т.д. Это большая исследовательская работа ...
Попробую автономно дать трактовку его песни "Пора".Чтение книг - полезная вещь,
Но опасная, как динамит,
Я не помню, сколько мне было лет,
Когда я принял это на вид Цой с детства вдумчиво и ответственно относился к написанному слову, а позже - и к спетому слову. Информацию, заложенную в своё творчество, считал революционной по сути, но предостерегал от поверхностного восприятия смысла своих песен. Он не призывал к разрушительному внешнему действию (кровь и революцию мы уже проходили), а имел ввиду осторожные пошаговые изменения сознания.
Его больше всего интересовал его внутренний мир. Свою скорую смерть, конечно, предчувствовал ... осознавал необходимость внутренней трансформации, чтобы успеть изменить судьбу ... шёл интуитивно ... был одинок в своих исканиях истины ... устал ...
Мне скучно смотреть сегодня кино,
Кино уже было вчера.
И как каждый день ждет свою ночь -
Я жду свое слово - "Пора"! Не находил ответов на свои вопросы в доступных ему средствах информации. Чувствовал разочарование от того, что теряет время в бесполезном поиске. Понимал, что придётся идти в кромешной темноте самому в поисках выхода из туннеля. Сам себя подбадривал ("Я жду своё слово - "Пора!"). Осознавал неизбежность и опасность этого пути. Надеялся на удачу ...
Пора открывать двери,
Пора зажигать свет,
Пора уходить прочь,
Пора! Новорождённый проходит через родовые пути, цыплёнок разрушает свой "дом-скорлупу", Лев Толстой на склоне лет ушёл из дома (разорвал свою связь с прошлым, поставил точку). Мы всю жизнь находимся в движении, убегаем от нас самих прошлых. Переходные моменты всегда тяжелы (у китайцев даже есть такое проклятие: "чтоб жить вам во времена перемен"). Но и не идти в будущее ещё опаснее. Если мы сами опаздываем с принятием такого шага, появляется внешняя сила, которая сметает застоявшееся на дороге эволюции "недоразумение"... Когда мы теряем смысл жизни, волю к жизни, у нас ослабевает иммунитет, активизируются вредоносные бактерии, обостряются хронические заболевания, начинаются депрессии. Аналогичная картина прослеживается и в духовной сфере, можно в буквальном смысле начать задыхаться. Застой может быть и в общественном, и в личном сознании.
Я не знаю, как бы я жил,
Если бы я жил один,
Осень - это только красивая клетка,
Но в ней я уже, кажется, был,
И я прожил там свои сорок дней,
И сегодня уже не вчера,
Я ухожу, оставляя листок
С единственным словом - Пора! Если недолгую жизнь
Виктора Цоя рассматривать как цикл (то есть как один большой цикл без разбивки на маленькие циклы), то можно сказать, что он прожил весну, лето и часть осени (40 дней). Осень - период сбора урожая, а в жизни человека - период зрелости.
Виктор не реализовал себя в жизни (не имеется ввиду внешняя реализация и популярность), у него было чувство потери себя. 40 дней в этом смысле символичны. И эти 40 дней истекли ... Его жизненный усечённый цикл закончился. 40 дней осени - это полусон, полужизнь, но это был ещё земной мир. Он знал, что ниточки с этим родным ему миром оборвутся ... но никого не винил.
"Я не знаю, как бы я жил, если бы я жил один", - поёт
Виктор. Этого не только он, но и ни один человек на этой Земле не знает, потому что мы, люди - социальные животные. Как бы тяжело
Виктору не было, он думал не только о себе, но и о других. И мы в знак благодарности помним о нём до сих пор. Уходя (в вечный сон)
Цой нам оставил наказ пробуждения, "листок с единственным словом - Пора!". Неизбежность перемен он понял раньше других.
Магдала писал(а):Вопрос. Что конкретно означают эти открывания окон и дверей? Это просто образ, или это имеет религиозное, или иное значение? Есть в Евангелиях (не цитата): вот, стою при дверях и стучу... Это совпадение?
В религиозных вопросах я не специалист. Восприняла песню через архитипические, универсальные осмысления. Образ "открыть окна и двери" поняла так: для развития нам подчас необходимо выйти за привычные рамки, разрушить старые стереотипы мышления, открыться новому.
Магдала писал(а): спорщики считают, что в одном из припевов он поёт не "верь", а "верь", хоть это не подходит по смыслу.
Магдала, уточните второе слово, и я Вам отвечу на последний вопрос из Вашего сообщения.