Irk писал(а):В РТС, как Вы говорите, равны "акустические расстояния" между соседними нотами.
Да, равны. И это признано уже давно, это расстояние выражается условно-музыкальной единицей ПОЛУТОНОМ. Понимание полутона было уже во времена Пифагора. Но в семинотной октаве не было точного равенства двух полутонов тону. Не хватало нот в октаве, чтобы в цифровом отношении это получилось.
Irk писал(а):расстояния выраженные в частотах, в РТС не могут быть равными, потому что формула геометрической прогрессии устроена иначе. Она дает равные расстояния только между одноименными нотами (с интервалом в одну октаву). Расстояния же между соседними нотами выраженные в частотах - разные.
Нет не разные
по звуку. А цифровые значения их равномерного звукового повышения выражаются в геометрической прогрессии. То есть по звучанию на слух повышаются равномерно, а математически выражаются числами в геометрической прогрессии.
Попробую объяснить очень просто.
В октаве фортепиано 12 нот: до, до
#, ре, ре
#, ми, фа, фа
#, соль, соль
#, ля, ля
#, си.
Они расположены в два ряда: первый ряд 7 белых клавиш, второй ряд 5 чёрных клавиш с шагом 2 - 3. Для интервала до - до (октава) после си надо добавить ещё первую ноту "до" следующей октавы.
Сейчас не принимаем во внимание ряды, а мысленно вытянем октаву в один ряд. Эта октава будет похожа на перечень нот 12-ти клавишной октавы, названия нот которой я перечислила выше (это 7 нот без диезов и 5 нот с диезами). Заменяем названия нот на точки, они идут одна за другой с повышением звука по полутонам. Первая точка слева это нота "до", крайняя двенадцатая нота в октаве справа это нота "си", а после неё идёт нота "до" следующей октавы (получается 13 нот).
.............Закрасим две ноты "до" красным цветом.
.............Значение частот этих двух нот "до" смотрим в таблице из интернета. Первая красная нота "до" имеет значение частот в герцах равное 261.63. Вторая красная нота имеет значение в два раза больше, так как в октаве ноты имеют соотношение частот 1:2, то есть равно 523.25.
Теперь смотрим модифицированную октаву. Тоже вытянем её в один ряд. В ней 16 нот или клавиш. А для лактавы (новое название для священной коровы) надо добавить ещё ноту "до" следующей октавы. Получим ряд из 17 нот, клавиш или ступеней:
до, до
#, ре, ре
#, ми, ми
#, фа, фа
#, соль, соль
#, ля, ля
#, си, си
#, йо, йо
#, до.
Этот ряд перечня нот получился для октаримо длиннее, чем для фортепиано.
Закрасим в ряду для октаримо первую ноту "до" и первую (по счёту семнадцатую) ноту "до" следующей октавы красным цветом.
................. Первая нота "до" октаримо пусть имеет такое же значение частот в герцах как и у фортепиано, т.е. 261.63. Лактава имеет так же как и октава соотношение частот нижнего и верхнего звука 1:2, то есть вторая красная нота "до" тоже будет иметь аналогичное значение частот как и у фортепиано - 523.25 (двойное увеличение значения).
Таким образом, "края", крайние ноты, ограничения у октавы фортепиано и лактавы октаримо одни и теже. А равномерное деление в рамках этих границ разное. Расстояния между звуками нот расположенных между крайними "до" у октаримо будут уже, чем расстояния между звуками нот расположенных между крайними "до" у фортепиано. В обоих случаях они будут равными у обоих инструментов, но у октаримо уместилось больше делений и расстояния стали ближе, уже. Расстояния и у ф-но и у ок-мо называются полутоном. Но для разных инструментов полутон имеет разную величину, сохраняя свою постоянную величину для каждого инструмента. А про выражение цифрами в геометрической прогрессии я уже сказала. Это правило для обоих инструментов одинаковое, но при разных значениях частот нот в герцах у обоих инструментов, ноты будут звучать по разному.