Номер сообщения:#312 Ирина » 30 июн 2013, 23:31
Образ "сон" в творчестве Виктора Цоя (Продолжение - Часть 2)
Часть 1 - в сообщении №# 307 (на стр.31)
В предыдущем сообщении этой темы я рассказала о некоторых философских взглядах на нашу реальность
Коротко повторюсь.
Согласно философии буддизма наш мир - это иллюзия, сон;
согласно индуизму наша действительность - это майя, "сновидение наяву";
согласно Платону люди живут как в "пещере", как-будто во сне, и не догадываются об этом;
в культовом фильме "Матрица", который своей философской платформой привлекает внимание людей уже не первый год, провозглашается гипотетическая идея о том, что люди, сознание которых Матрица сделала несвободным, обитают внутри кибер-программы и реальность, данная им в ощущениях, является сном.
P.S. Кроме этого бывает "сон разума, который рождает чудовищ", "сон-равнодушие, как душевная подлость" и т.д.
Виктор Цой увлекался восточной философией, но воспринимал нашу реальность как данность, и не морочил себе голову на предмет её иллюзорности. И, тем не менее, в его творческом наследии образ "сна" является одним из главных. Будем разбираться.
В одном из сообщений я писала о Гоголе. Его произведения можно отнести к категории сновидческих. Большую часть времени писатель находился в отстранённом состоянии. Мир подсознания, видимо, помогал ему отключиться от его душевной болезни, которая преследовала Николая Васильевича по жизни. Или наоборот, предпочитая сферу сознания подсознанию, он платил за этот выбор своим недугом. Гении в большинстве своём ходят по краю миров ... но они приносят в результате нам новый взгляд.
Гоголь взял на себя архи трудную миссию, он дошёл до самого дна "кроличьей норы", после чего, по закону матрицы (циклической науки) начался процесс подъёма развития сознания общества. В этом мире всё связано и всё не случайно. Время всегда подтверждает это. Гоголь был "последним героем" в самой "нижней" точке матрицы.
Н.В., будучи очень набожным человеком, превозносил Евангелие до небес, считал, что "большего кроме того, уже и не скажешь", и в какой-то степени как Христос положил свою жизнь на алтарь своего предназначения.
Цой был реалистом. Воспринимая нашу реальность как единственную, и зная, что другого нам не дано, он, тем не менее, бежал в "сон". Но это был особый сон, романтический. Сон как аналог Мечты. Его душа рвалась к звёздам, к Солнцу, в мир мечты, то есть в область сверхсознания. Он был человеком невероятно развитой внутренней культуры души, но внешне это было не всем заметно. Обычная жизнь, быт скрывали ТАКОГО ЦОЯ от очень многих, и они видели в нём только разгильдяя, гота, бедняка, неадеквата, косящего от армии, и человека по собственному желанию севшего в психушку. Но Виктор, в силу понимания своего предназначения и осознания того, что у него в запасе не так уж много времени, просто выбирал из двух зол меньшее.
Это был человек поступка. Он обладал невероятной пассионарной энергетикой и понимал, что её надо растратить на дело. В его задачу не входило изменить социум, это не под силу ни одному человеку. Он пришёл в этот мир, чтобы стать проводником нового ритма. В каждом поколении выделяется группа людей, которым на определённом этапе нужна поддержка. Они находят её в Цое. И в будущем эта тенденция только усилится.
Рассмотрим причины этого явления
Помочь людям мы можем только в том случае, если сами справились с аналогичными проблемами. Цой "родился на стыке созвездий" (21 июня, в последний день знака Близнецов), жизнь свою прожил в СССР, застал перестройку, имел опыт выживания в трудных материальных условиях и ушёл за год до крутого поворота в истории нашей страны.
Это человек "перехода". В переходе жить трудно (в переходах живут если только бомжи). Это требует мобилизации всех сил человека и его собственной перестройки. Виктор навечно остался в этом Переходе. Он обладал ключом, вернее двумя ключами (проработанная самодостаточность двойственности Близнецов). Близнецовый знак предназначен для того, чтобы научиться пониманию, как в себе гармонично соединять противоположности. В прохождении над пропастью нужны два слаженных крыла. Виктор был хорошим и талантливым учеником в этой духовной сфере. Он понимал куда и как надо продвигаться и, главное, верил в то, что реально может помочь людям переходного состояния, имхо.
Понятое Виктором органически передано через его творчество. И не важно, что у него не самый лучший голос, и не такой диапазон как у Градского, и как музыкант он проигрывает многим профессионалам. Дело в другом. Он - настройщик души, чтобы человек в трудный период от отчаяния не расстался с жизнью, не стал непорядочным, не озлобился, а успешно сдал свой очередной вселенский экзамен. И конечно, для людей, которым ощутимо помогают песни Цоя, Виктор всегда будет живым. Они это говорят из чувства, абсолютно по-человечески понятной, благодарности. Видимо, многим из них, ушедший Виктор способен оказать больше поддержки, чем живые люди.
По своей архитектонике песни Цоя уже в меньшей степени подходят для тех, кто преодолел трудности переходного нуля, а также для тех, кто ещё не готов к переходу. Для этих двух категорий людей мелодии Цоя покажутся несколько монотонными (а в "переходе" именно так и надо), одежда слишком чёрной (но этот цвет соответствует этапу Вселенской Изначальности), глаза Виктора слишком грустными (но в этом есть невероятная глубина и красота познания мира). Смысл текстов песен этим людям тоже не будет понятен, так как они ещё или уже не видят парадоксальность дуальности. Но, как говорится, каждому своё и они пусть проходят через свои опыты.
Кроме выражения "Цой - жив", за рок-идолом закрепилось ещё выражение "Цой - Бог". Этому тоже есть объяснение. Божественность - это Целостность. Это отсутствие эгоизма, это глубокое понимание единства Мира, это чувство Благодати, которое посещает человека, когда он прикасается к Вечности, Бесконечности, Красоте. Вот такие сложные опыты присутствуют в период перехода. И их не может избежать ни один человек на эволюционном пути, хотя не всегда они доходят до сознания. Виктор был чутким, "закидывался чем-то неземным". Конечно, он - обычный человек, но в силу прохождения через определённый этап своей судьбы, переживал соответствующий этому этапу опыт.
Вполне возможно, что человеческое сообщество для самосохранения вида, делегирует роль "Спасителя" определённым, готовым к этой миссии, людям. Но происходит это каким-то скрытым и непонятным образом.
Продолжение следует.
"Хорошо выраженная мысль всегда мелодична" М.Шаплан