В музыке есть два главных направления – теория музыки и музыкальная звуковая практика. Моё изобретение созревало в русле этой классической схемы. Вначале у меня родилась теоретическая концепция модификации октавы, основанная на использовании Десятичной системы счисления (ДСС) и открытии «Десятичной матрицы» (ДМ), а затем я начала раздумывать на тему о том, какие значения нот в герцах могут быть у камертонной ноты «до1» модифицированных инструментов класса «октаримо».
В основу изобретения легла новая концепция, понимание «Десятичной матрицы». Я позиционирую ДМ как открытие объективно существующего в мире универсального Закона. В описании изобретения и «Математическом доказательстве» представила материал в новом ракурсе, а именно, как Закон ДМ проявляет себя в музыке.
Понимание Закона ДМ пришло не сразу. Это был процесс, занявший несколько десятков лет. Началось всё с исследования образов, символов, циклов, лексических единиц и алфавита русского языка. Уникальность алфавита русского языка состоит в том, что он, кроме своей функции для создания слов, в цифровом отношении отразил Закон ДМ. Алфавит любого языка, с любым количеством букв в алфавите, выполняет свою словообразующую роль. Но русский язык уникален тем, что кроме выполнения алфавитом своей основной словообразующей функции, в алфавите прослеживается отражение Закона ДМ. В нём на цифровом уровне можно выделить 8 этапов цикла (для ср.: у октаримо октавы – это циклы, а ноты – этапы цикла) и через цифровые подсчёты увидеть матричные характеристики связи слов и чисел. Алфавит, слова, словарный запас и лексика языка создаются, формируются носителями языка на протяжении долгих исторических периодов.
В настоящее время алфавит русского языка являет собой согласованность с матричной основой Закона ДМ. В нём чётко можно распределить буквы циклами, циклы разделяются на 8 этапов (8 букв) и можно анализировать, каким образом в словах цифровые эквиваленты слов связаны со значениями слов.
Отобразила я алфавитную систему в виде таблицы, что согласуется с определением "матрица". Согласно общепринятому научному понятию "матрице" соответствует математический объект, записываемый в виде прямоугольной таблицы элементов поля (действительных или комплексных чисел), которая представляет собой совокупность строк и столбцов, на пересечении которых находятся её элементы.
Признаками матрицы в данном определении являются: прямоугольная таблица (в моём исследовании «Русская алфавитная периодическая система» (РАПС) представлена, именно, в виде прямоугольной таблицы), элементы поля таблицы (в РАПС это буквы), числовые выражения этих элементов (буквы алфавита имеют порядковые номера и внутренние номера этапов в цикле), строки (в РАПС это уровни или «этажи» таблицы), столбцы (в РАПС это этапы уровней).
Термины многозначны и поэтому могут использоваться в разных сферах применения. Поскольку описание ДМ не имело аналогов, мне пришлось использовать наиболее подходящие для описания названия и термины. И слово «матрица» подошло более всего. Музыкальный звукоряд с октавами (циклами) и нотами (этапами) тоже можно записать в виде прямоугольной таблицы.
Согласно ДМ, в октаве должно быть 8 основных нот, в лактаве в белой диатонике – 9 ступеней. Этому есть объяснение. Циклы характеризуются переходом от цикла к циклу. В 7-ми нотной октаве, с точки зрения модуля ДСС, имеющем 10 цифр от 0 до 9, есть недостаток, отсутствие ступени (8-ой ноты), поэтому циклы (октавы) в звукоряде фортепиано соединяются механически, отсутствует переходная нота. У октаримо, в порядковом исчислении, 9-ая нота это 1-ая нота (до2) следующей октавы, т.е. задействован полностью модуль ДСС из 10 цифр. В тоновом отношении у фортепиано в октаве 6 тонов, у октаримо – 8 тонов (ДМ имеет 9 цифр от 0 до 8).
Мною впервые было представлено описание ДМ (нет аналогов в мире), но матричный принцип ДСС уже давно используется в разных областях. Закон ДМ проявляет себя во многих сферах, например:
- в материальном мире физическая материя в органической и неорганической форме («Периодическая таблица химических элементов» Д.Менделеева);
- в психологии (16 психотипов личности) и формирование в бизнесе на основе этих психотипов продуктивно работающего коллектива (книга «Восьмая нота менеджмента или Бизнес как он есть на самом деле», Карнаух И.И., Танаев В.М., 2002г.);
- в компьютерах картинки, изображения, видео, текст, звук в системных цифровых программах для кодирования информации (8-ми битные и 16-битные коды);
- в языках, произошедших от единого праязыка (РАПС);
- в программах цветности (в современных компьютерах вводят палитры из 16 (8 х 2), 32 (8 х 4), 256 (8 х 32) и т.д. цветов));
- в философской и художественной литературе встречаются такие выражения как «восьмой День творения», «восьмое Чудо света», что тоже говорит о новом уровне понимания устройства мира.
И теперь я предложила использовать понимание ДМ в музыкальной сфере как способ модификации классической октавы и получение 8-ми нотной 16-ти клавишной октавы.
О ДМ было представление у А. Эйнштейна. Он говорил об единой теории поля, о существовании единого мирового Закона, который должен быть незыблем для всей Вселенной. Этот Закон является константой, в рамках которой идут постоянные изменения, постоянное движение и бесконечное развитие. Как говорили в Древнем Китае, в мире нет ничего постоянного, кроме циклов. Можно добавить, что наполнение циклов меняется во времени и пространстве.
Чем характерна ДМ? Информация, в том числе, звуковая (музыкальная) требует систематизации. Все перечисленные выше системы имеют в своей основе определённое количество ячеек матричного кода. Например, психотипов личности выделено 8 основных и всего 16; октаримо имеет 8 основных и 8 дополнительных нот (это 16 «ячеек»), а в электронных инструментах кратно можно сделать любое увеличение голосов в ячейках. Современный мир характеризуется огромным количеством информации и остро стоит вопрос о её систематизации во всех сферах.
Можно подвести итоги.
Предложение большего количества нот в октаве, чем 16 – не согласуется с ДМ и не практично. Ограничением являются размеры кистей рук. Октава инструментов класса «октаримо» компактна. Фактически, увеличивают октаву только ноты йо в каждой октаве, остальные три добавочные ноты второго ряда расположены между клавишами первого ряда и октаву не удлиняют. Внешний вид звукоряда отражает внутреннюю структуру, удобен для игры и взятия аккордов.
Способом – принято считать процессы осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств. Мне было удобно объяснять материал на примере октаримо. Но в моём изобретении СПОСОБ модификации октавы отражает не устройство как таковое, а изменение более общего характера, касающееся музыкальной единицы принадлежащей в целом музыке.
Октава является не совсем материальным объектом, в том понимании, как мы обычно понимаем материальные объекты. В этом заключается специфика моего изобретения. Это также та область, которая содержит новизну (на основе авторской разработки ДМ). Матричный уровень ДМ это уровень цифры, отражение универсального цикла. От него мне, как изобретателю, необходимо было пройти к воплощению этого цикла в октаве, показать воплощение цикла в музыке.
По мнению музыкантов, музыка опирается не столько на ноты, сколько на интервалы. Вот почему я не ограничилась в материалах заявки простым предложением нового количества нот в октаве модифицированных инструментов, а дала ещё новое представление об интервалике (кажется, никто из изобретателей, кроме В.Одоевского этого не делал, но у Одоевского нет РТС).
Октава по своей сути двойственна: в ней есть теоретико-числовой и психо-акустический аспект. Как говорят философы, математика апеллирует к логосу, а музыка – к чувству (через звук). На матричном уровне существует единство этих начал. От универсального уровня закона ДМ до промышленной применимости (результата) и практической игре на инструментах лежит путь согласованности этих двух аспектов.
В системе октаримо нет внутренних противоречий. Количественные и качественные аспекты связаны друг с другом и логичны. Первый и второй ряды символически отражают волнообразный характер звука; внешний вид лактав второго ряда йо# – йо# (чёрные, серые клавиши и серединные клавиши с рисунком) – логику построения модифицированной октавы. РТС с новым количеством нот в октаве возникает не на пустом месте, это следующий этап развития веками и тысячелетиями формирующейся музыкальной основы, её новая ступень. В модифицированной октаве пятитоника до – ми – соль – си – до (не путать с пентатоникой), возникшая когда-то исторически из опорных «лёгких» звуков голоса, получила новое промежуточное заполнение дискретными нотами и новую полутоновую соразмерность в интервалах октаримо.
Главное понимание, которое даёт ДМ – это то, что в октаве должны быть основные ноты (их можно назвать белой диатоникой, белые клавиши) и их удвоение. В классической октаве основных нот – 7. А добавочных (чёрных клавиш) – 5, в сумме (7 + 5 = 12). В октаве можно выделить изначальную основу. Пятитоника фортепиано с РТС имеет в своём составе 5 нот: до – ре# – фа# – ля – до. Октава фортепиано, с точки зрения модуля ДСС и ДМ, имеет недостаточность (7/12 нот), но на определённом переходном историческом этапе вполне служила основой для написания музыки. Если у фортепиано между опорными звуками пятитоники имеется по два звука (ноты), то у октаримо между нотами пятитоники имеется по 3 ноты. В этом прослеживается развитие системного начала. Структура октаримо полностью исполняет цифровой комплект ДСС.
Считается, что изобретение имеет изобретательский уровень, если для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники. Октава – это специфическая область, это не в чистом виде материальный объект. В изобретении идёт речь о модификации музыкальной единицы, но не методом простого перебора добавления нот. Это не предложение «давайте сделаем столько-то или другое количество нот в октаве, а потом посмотрим, как будут звучать ноты и интервалы» (метод проб и ошибок). Изобретение родилось из первоисточника, понимания той изначальной основы, которая универсальна, имеет матричный характер. И это понимание позволило в нужном ключе предложить с теоретического уровня, с уровня концепции развитие классической 7-ми нотной 12-ти клавишной октавы. До сегодняшнего дня было сделано не мало попыток найти более качественный удобный звукоряд с равномерной темперацией, но пока безуспешно. И даже многие талантливые музыканты начали агитировать за возвращение к натуральному строю без РТС. Но такой ретро-шаг лишит преимуществ и положительных возможностей, которые даёт равномерная темперация современной музыке. История РТС должна продолжиться на новой качественной основе, что и может предложить 8-ми нотная 16-ти клавишная октава.
Инновационные инструменты класса «октаримо» предполагают специально написанные композиторами новые произведения, что может открыть новую страницу в истории музыки.
Подробно о самом Законе ДМ надо читать в описании изобретения и в "Математическом доказательстве", представленном в качестве разъясняющего с математической точки зрения, дополнительного материала к основному документу (описанию изобретения).