Irk писал(а):Клавиши можно расположить и раскрасить по-разному, однако их звучание будет определяться не расположением и окраской, а теми частотами которые в них заложены. Мы возможно еще дойдем и до вопроса удобства
Можно ещё и по форме сделать не такими как у фортепиано. Например, у баяна клавиши - кнопочные, имеют округлую форму и расположение их может быть в три-четыре ряда специфичным (например, по французской системе).
Irk писал(а):Я согласен, что обсуждение октаримо на этом имеет смысл завершить, поскольку позиции участников определились и подошли к критической отметке
(хотя мы так и не дошли до обсуждения вопросов удобства расположения клавиш, оставшись на первом уровне - обсуждении функциональности звукоряда).
Вопрос расположения клавиш тесно связан с вопросом функциональности звукоряда. Есть такое понятие как эргономические показатели. Это показатели, отражающие удобство эксплуатации изделия человеком. Например, кресла, ванны, компьютерные столы имеет смысл делать удобными для использования, учитывая физические параметры человека.
В октаримо сама внутренняя природа, суть или "сознание" инструмента дали и внешнюю форму звукоряда. Я считаю, что любые теоретические рассуждения должны доходить до своего самовыражения в конкретной форме, подтверждаться внешней формой. Содержание и форма - едины. Варианты формы возможны, но в рамках не искажения природы предмета. И, всё-таки, есть вопрос первенства, когда суть проявляет (определяет) себя наиболее точным внешним показателем, видом, образом, что можно назвать символическим лицом предмета. Наибольшее воздействие на человека на подсознательном уровне оказывают символы - они первичны. Увидел человек музыкальный инструмент с 20-ю клавишами в октаве (11 белых клавиш первого ряда и 9 клавиш второго ряда с шагом 4 : 5) и почему-то не принял... или с 9-ю белыми и 7-ю чёрными клавишами с шагом 3 : 4, и опять призадумался... Если нет чёткого понимания природы предмета и его эволюции во времени, то нет и инновации, развития этой сути и соответствующей ей формы проявления на материальном плане.
Октава формировалась тысячелетиями и мы её видим сейчас в том виде, который называется "что есть - то есть". Развитие идёт по принципу... ой, сейчас выдам философию.
Начальный уровень понимания предмета - это уже какое-то понимание символа предмета, его угадывание. Не все, видимо, имели отличный слух в древности, но большинство музыкально одарённых людей древнего мира, которых мы сейчас бы назвали профессионалами, выделили пятитонику. И она получила распространение. Начальный уровень понимания предмета может быть примитивным, но он уже есть символ. Как правило, так и бывает. И это ещё как посмотреть, является ли такое восприятие октавы примитивным... скорее это парадокс времени и закон развития.
Пятитоники в последствии оказалось мало. Надо было сделать следующий шаг. А развитие всегда идёт через отрицание и новое принятие, потом отрицание этого уже "состарившегося" понимания и принятие новейшего понимания и т.д. Это долгий путь.
Развитие музыкальной октавы имеет предел. Это физиология человека, эргономические показатели, размеры кистей рук, диапазон слышимости звуков, возможности диапазона голоса. Нет у нас возможности играть на километровом пианино, да и нет смысла. Во всём есть пределы. Когда-то давно прочла, что читать китайские газеты вполне возможно, зная всего 200 иероглифов.
Не различает человек слишком близкие по звучанию звуки. И использовать всегда будет какое-то их разумное количество. Нет смысла также делать слишком низкие и слишком высокие звуки в диапазоне музыкального инструмента, так как в средней части диапазона это музыкальные звуки, а к краям они постепенно превращаются в шумы (не мелодичные звуки, воспринимаемые как шум).
В одном из предыдущих сообщений я выделила в лактаве октаримо изначальную пятитонику.
В лактаве начальным звуком является нота "до". Её удвоение даёт ноту "до" следующего уровня ("до" Второй октавы). Средним звуком между двумя "до" является нота "соль". Между "до" и "соль" средним звуком является "ми", между "соль" и "до" - "си".
До Ми Соль Си До Исторически пятитоника получила развитие в пределах базового интервала до - до. Заполняться стала промежуточными звуками (нотами). Было 6, 7, 12 нот, возможно, возникали ещё какие-то промежуточные градации, но они были проходные. Сейчас в общепринятой октаве дело дальше ноты "си" не едет, кошка севшая на такси не мяукает 8-ю ноту. В последние 500 лет было много попыток добавить промежуточные ноты. О системах Прони, Циммермана и Одоевского расскажу в следующем сообщении. Но и у них не получился комплект нот октавы с РТС.
Можно ли попробовать найти пятитонику в 7-ми нотной 12-ти клавишной октаве? По ступеням можно.
До Ре# Фа# Ля ДоМы видим смещение: ля фортепиано это си октаримо. Если сделать значение 440 Гц для ноты "си" октаримо, тогда в каждой октаве октаримо новые значения получат 12 нот, значений которых нет в ISO 16. Например, до
# октаримо будет иметь значение частот в герцах чуть меньше, чем до
# фортепиано (277,18 Гц), т.е. получится в герцах значение между до и до
# фортепиано. Ре
# октаримо будет иметь значение чуть больше, чем ре фортепиано, т.е. значение между ре и ре
# фортепиано. Нота "йо" получит значение между ля
# и си фортепиано. Йо
# получит значение чуть выше, чем си фортепиано.
Квинта фортепиано это до - соль. Квинта октаримо это до - соль. Ноты "соль" у фортепиано и октаримо будут иметь разные значения в герцах, при равных значениях у обеих до. Значение нот "до" для квинт двух инструментов это 261,624 Гц. Соль октаримо будет иметь 369,99 Гц (как фа
# фортепиано), а у фортепиано соль - иметь значение чуть выше, чем соль
# октаримо.
Эти сравнения сделаны по фактически вычисленным по логарифмическим формулам значениям для нот звукоряда фортепиано.
Если присудить значение 440 Гц не ноте "си", а "ля" октаримо, сдвинутся все значения нот диапазона чуть вверх по диапазону и будет опять нарушение ISO 16 для нот октаримо.
Вообщем, добавляя ноты в классическую октаву, необходимо принятие нового стандарта. Для нового класса инструментов новый стандарт дело естественное. И сделать камертонной ноту "до" было бы тоже логично. Принятие стандарта 440 Гц было удобно сделать для 7-ми нотной классической октавы, но оставить значение 440 Гц является не логичным ни для ноты "си", ни для ноты "ля" октаримо.