Решила ещё добавить об энгармоническом рояле Одоевского. Если тему читают профессиональные музыканты, возможно, им будет интересно. Информация из статьи Зои Тухмановой.
Итак. В октаве рояля Одоевского имеется не 12, а 19 клавиш, расположенных в 3 ряда. Белые клавиши нижнего ряда соответствуют белым клавишам обычного фортепиано (до ре ми фа соль ля си), между ними по образцу чёрных клавиш обычного фортепиано помещены не пять, а семь клавиш (две дополнительные клавиши светло-коричневого цвета предназначены для нот ми-диез и си-диез). Но если эти две дополнительные клавиши целостные, то оставшиеся пять разделены на два ряда: ближний к исполнителю образует клавиши, соответствующие нотам ре-бемоль, ми-бемоль, соль-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль, а расположенный над ними дальний от исполнителя ряд (выкрашенный в коричневый цвет) - клавиши, соответствующие нотам до-диез, ре-диез, фа-диез, соль-диез и ля-диез.
Диапазон инструмента от "до" БО до "фа" Третьей октавы.
Белых клавиш в первом ряду - 32.
9 - светло-коричневых клавиш (в октаве 2)
22 - чёрных половинчатых клавиш (в октаве - 5)
22 - тёмно-коричневых половинчатых клавиш (в октаве 5)
Всего клавиатура имеет 85 нот (клавиш)
Полутоны си - до и ми - фа меньше обычного полутона (15/16, 80/81); хроматическая гамма находилась путём продолжения чистых квинт от "до" вверх - диезы, от "до" вниз - бемоли, что, собственно говоря, составляет Пифагорову темперацию, в которой все бемоли низкие, а все диезы высокие, что в итоге приводит к слишком широким мажорным (т.н. пифагоровым) терциям. Такую настройку (она вполне соответствует церковным ладам - модусам) он не всегда использовал.
Энгармоническая гамма представляет собой соединение диатонической и хроматической. Различие между до-диез и ре-бемоль меньше полуинтервала. Видимо, настройка энгармонического рояля производилась в основном по системе логарифмических вычислений Прони. Поскольку инструмент был создан и для акустических опытов, то могли быть и другие способы темперирования, например, по вычислениям автора Циммермана энгармонической гаммы, где все бемоли выше диезов. Для составления энгармонической шкалы определяются между двумя тонами диатонической шкалы два полутона, повышая на полутон низший из тонов (например, D) и понижая на полутон высший (E). А так как подобным же образом Еs происходит от Е, то этот интервал - ни что иное, как разность между большой и малой терцией 5/4 и 6/5, которые не произвольны, а определены из последовательного ряда чисел. Еs составляет 24/25 Е, а Е - 25/24 Еs. Чтобы получить энгармоническую шкалу, нужно каждый тон диатонической шкалы: C, D, E, F, G, A, H, повысить, умножив на 25/24 С; Des = 24/25 D и т.д. Шкала Циммермана, предположительно, именно, и использовалась как основа для русских народных песен.
Одоевский применял настройку энгармонического рояля в мезатонике - системе, основанной на чистых мажорных терциях. При настройке в мезатонике при чистых терциях, квинты темперированы (сужены) на 1/4 синтонической коммы. Итальянские инструменты 16 века с хроматической клавиатурой настраивались подобным образом. В библиотеке у Одоевского был трактат Царлино (1573 г.) в котором теоретик описывает как инструмент, монохорд, будучи снабжённый для диатонических и хроматических интервалов, может быть преобразован в энгармонический (в последствии он был назван хроматическим клавесином). Однако, автор в трактате даёт иное строение клавиатуры, нежели у Одоевского. Несколько ранних фортепиано также повторяли стиль хроматической клавиатуры. До наших дней сохранился один из таких инструментов - архичембало с 31 клавишей в октаве, сделанный в Венеции в 1606 г., назывался Clavemusicum Omnitonum.
Omni - Latin prefix означающий "all" or "every".