Сейчас проходит конкурс на написание гимна Московской области. Я участвовать не буду (есть проблемы с мелодией).
Но здесь на форуме разберу текст с точки зрения матричного построения в высшей степени "эпического жанра".
В конце концов, любая теория должна находить своё воплощение на практике. Рассмотрю текст гимна с позиции своих наработок по КМ.
Кому не интересна эта тема, можно пропустить не читая.
Ирина писал(а):
ГИМН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ГИМН СОЗИДАЮЩЕЙ МЕЧТЫ)
Навек душой с природой Подмосковья
и небесами как из сердца свет,
и нашей путеводною мечтою,
высокою и вместе с тем простою,
она как компас и в грядущее билет.
Припев:
Корни наши уважаем.
Народа подвиг помним и скорбим.
Богатства края умножаем.
Мечтою сокровенное вершим.
Под ясной и счастливою звездою
зерно красивых целей прорастёт.
В любви и вере, и под гимн науки,
соединим наши сердца и руки,
часы истории вновь ускоряют ход.
Припев.
Любимый край заветною судьбою,
собрав в букет все чаяния и сны,
Московской области вручает ключ от века
труда и чести, славы человека
во имя жизни, процветания, любви.
Припев.
Гимн, наряду с флагом и гербом, является основным символом цивилизационного кода народа.
Флаг МО представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, красного цвета с двусторонним изображением в верхнем ближнем к древку углу основного элемента герба Московской области — развёрнутого к древку Святого Георгия Победоносца.
На
гербе МО святой Георгий Победоносец, сидящий на серебряном скачущем коне, поражает копьём крылатого змия (дракона о четырёх лапах). За основу герба Московской области взят герб Московской губернии, Высочайше утверждённый 8 (20) декабря 1856 года. Гербовый щит увенчан золотой Императорской короной и дополнен лентами трёх орденов Ленина, которыми Московская область награждена за заслуги в 1934, 1956, 1966 годах.
Таким образом, при разработке версии полного герба Московской области соблюдено основополагающее правило геральдики —
историческая преемственность, что сохраняет и подчёркивает геральдическое достояние Московской области.
Как мы видим, герб и флаг МО отражают исторический аспект. При написании гимна я пошла по пути смысловой дополнительности. Сделала акцент на Будущем, на теме развития, второе название моего варианта текста гимна МО - "Гимн созидающей мечты".
Задачи стоящие перед авторами слов и музыкиТексты и музыку вариантов "Гимна МО", присланных на конкурс, кроме Конкурсной комиссии обязательно будет рассматривать и Геральдическая комиссия. Это входит в правила проведения конкурса. Согласно геральдическим канонам существуют определённые требования к музыкальному оформлению, ритмике, стихотворному размеру текста, символическому прочтению, образности и цветам, геометрическим формам и аналогиям, рождающимся на подсознательном уровне у слушающих данное музыкально-поэтическое произведение.
Я постараюсь учесть все эти аспекты и проанализировать мой вариант гимна с точки зрения наработок по КМ.
Матрицы - это программы, которыми моделируется мир. Гимн в этом аспекте служит тем идеальным "сценарием", который на бессознательном уровне, проникая в сердце, рождает чувство патриотизма, сплачивает и закладывает программу развития общества в нужном направлении. По сути, это "матрица положительного образа". Достаточно в подтверждение этой мысли вспомнить вдохновляющую, я бы сказала, вечную, музыку А.Александрова написанную для "Гимна СССР".
В истории были разные гимны: прославляющие, гимны-молитвы, героические гимны-оды, специальные гимны, которые исполнялись во время катастроф и бед. "Гимн созидающей мечты" - это кодификация того желательного варианта развития, который необходимо сформулировать и донести до каждого слушателя. Старалась написать его как можно в более простой форме, понятной даже детям.
Смысл двух названий гимна"Гимн Московской области" - это первое или главное название.
"Гимн созидающей мечты" - объясняющее название, раскрывает в каком свете подана тема.
Теперь идём в обратном порядке.
"Гимн созидающей мечты" - это общее, широкое название.
"Гимн Московской области" - это уточняющее название (т.е. какой именно области)
Наличие двух названий даёт баланс произведению, определяет произведение и акцентирует наше внимание на его принципиальной идее.
Два названия - это два крыла. С одним крылом лететь невозможно. На подсознательном уровне возникает чувство устойчивости, надёжности.
Второе название - это открытость. Доверие открывает сердца.
Ясность - характеристика внешнего буквального смысла гимна. Текст также прозрачен и в глубину, имеет несколько слоёв, которые можно увидеть более внимательным взглядом.
Гимн пишется не на один год. То, что желательно иметь в Будущем, пока не проявлено в жизни. Но в символической форме должно быть заложено в произведениях матричного типа.
Мелодия гимнаЯ не профессиональный композитор. Мне даже примитивную нотную запись трудно сделать. Но многие мои стихи музыкальны. Мелодия приходит вместе со словами изнутри. Причём, я хорошо осознаю её три компонента:
1) ритм от непосредственного звучания слов. Это размер стихотворения.
2) мелодия и ритм от заложенных в слова смыслов, т.е. у самой мысли есть свой ритм.
3) магнетическая связь первых двух компонентов даёт не сумму, а какое-то качественно новое сочетание. Этот третий компонент не разложим. В нём кроме двух составляющих присутствует неуловимая субстанция, которая не считывается, не определяется. Я не могу выразить её словами.
Схема разбивки текста куплета и припева по ударным и безударным единицамКуплет:О I О I О I О I О I O
О I О I О I О I O I
О I О I О I О I О I О ( I О )*
О I О I О I О I О I О I*( I O ) - дополнительные два слога для третьего куплетаПрипев:I O I O I O I O
O I O I O I O I O I
O I O I O I O I O
O I O I O I O I O Iгде, "I" - ударный слог, "O" - безударный слогУ меня есть стихотворения с очень сложной метрической схемой, разными размерами стоп. Ритм текста гимна получился на удивление простым.
P.S. Вообще, при написании гимна я ничего специально не делала. Писала как душе было угодно. Это сейчас я его рассматриваю со всех сторон и раскладываю на молекулы.Как видим из схемы, в тексте идёт поочерёдное повторение в словах ударного и безударного слога, что напоминает метроном, тиканье часов, шаги правой-левой, пульс, смену дня и ночи. Это ритм естественного размеренного поступательного движения (если быть более точной, с небольшими остановками движения в конце строк, что тоже является естественным моментом). Такой ритм проявляет себя как равновесная текстовая структура. Он как нельзя лучше подходит для Подмосковья. Наш край - это "плавно текущая река". Вспоминается прекрасная песня
"Подмосковные вечера", рождая чувство гармонии, упорядоченности, отсутствия даже намёка на хаос.
Для Подмосковья также подходит следующий образ. Москва - это кристалл. Кристаллы красивы. У них жёсткая (Москва красивый и жёсткий город), ясная и яркая структура, а Подмосковье - это мягкий мерцающий свет вокруг кристалла. Столица - это центр, ритм, пульс самой жизни, задающий скорость, движение. А в расходящихся плавных кругах сверкающего света Подмосковья - спокойнее жить.
Продолжение в следующем сообщении.