В интервью Малявина дана характеристика современному Китаю. Он обозначил основные моменты, которые лежат на поверхности и легко считываются. Естественно, в рамках интервью, китаевед не мог объяснить их истоки.
Для того, чтобы докопаться до первопричины, надо вернуться к философии, системе взглядов или религии буддизма (если это и религия, то, уж точно, не монотеистическая). И рассмотреть прежде всего архетипы буддийской философии. Затем объяснить как они воздействуют на сознание и практическую жизнь.
Символика буддизма (часть первая)
Начнём с понятия "архетип"
Наша психика состоит из осознанного (рационального) и неосознанного (бессознательного или иррационального).
Осознаваемое - это светлая пена на поверхности океана, а бессознательное - тёмные, неисследованные глубины.
Бессознательное разговаривает с нами на языке образов и символов. Это поэзия, мифы, легенды, произведения искусства, символические ритуалы, сны.
Человек на Западе 99% информации получает из газет, книг, журналов, СМИ. Восточный человека погружён, центрирован в бессознательном. Соответственно, существуют и два типа истины: научная и поэтическая. Второй вид истины проявляется в интуиции, воображении, духовном внутреннем опыте. Это два способа познания мира. И оба они правомерны. Конечно, они свойственны и западному и восточному человеку, но из-за несоответствия пропорций возникает непонимание между восточным и западным человеком.
Последние столетия в мире доминировал рациональный подход. В настоящее время наметилась тенденция к более глубокому интуитивному познанию мира.
Символ - это зримый знак чего-то незримого.
Есть более сложное определение символа: это нечто, существующее на низшем уровне, находящееся в соответствии с чем-то, существующим на высшем уровне.
Пример: Солнце - символ Бога, потому что в физической Вселенной оно выполняет те же функции, что и Бог в духовной вселенной. Поэтому мы говорим, что солнце - это Бог материального мира, а Бог - это солнце духовного мира, он проливает свет знания и тепло любви.
Архетип - это прообраз, оригинал, по которому вещь созидается или изготовляется. Архетип принадлежит бессознательному, но выходит к сознанию. Понять буддизм можно только через бессознательное, т.е. архетип.
Главный архетип всей восточной мысли и буддизма - знак "инь-ян"
Вот как передан этот знак в буддизме:
«Тогда Бхагаван, воспарив в воздухе на
высоте пальмы, явил многие и разные
чудеса двойного образа. Нижняя часть
его тела была в огне, а из верхней из-
ливались пятьсот струй холодной
воды. Когда же пламя охватило верх-
нюю часть его тела, пятьсот пото-
ков холодной воды изливались из его
нижней части."
В этом фрагменте отображён символ "двойное чудо".
Воспарение в воздухе Будды не подразумевает левитацию. Это признак того, что сознание находится на более высоком трансцендентальном уровне. В скульптурах, например, невозможно передать состояние "в воздухе", и тогда фигуру изображают сидящей на цветке лотоса. Лотос - символ тонкого мира.
В метафизическом измерении Будда испускает одновременно огонь и воду: огонь из верхней половины тела, воду - из нижней, потом наоборот. Огонь и вода суть всеобщие символы. Они встречаются везде в мире. Огонь всегда символизирует "дух" или "духовное", а вода - "вещество", "материальное". Огонь выражает небесное, положительное, мужское начало, вода - земное, отрицательное, женское начало. Огонь соответствует интеллекту, вода - эмоциям. Огонь представляет - сознание, вода - бессознательное. Иными словами, огонь и вода в своей оппозиции представляют все космические взаимно противоположные начала. Они выражают то, что в китайской традиции подразумевается под "инь" и "ян". То, что Будда одновременно извергает огонь и воду, являет сопряжение этих великих пар противоположностей.
Это сопряжение на всех уровнях, и особенно на высочайшем, есть синоним Просветления.
Полное слияние противоположностей происходит в наивысшем мире, а в более низких мирах наблюдается их гармоничный союз.
В западной алхимической традиции союз огня и воды определяется как главный секрет алхимии, и, конечно, не в смысле получения золота, а в смысле духовной трансмутации. Иногда в алхимии этот союз огня и воды описывается как брак Красного короля и Белой королевы.
Продолжение в следующем сообщении.