Номер сообщения:#819 Ирина » 22 сен 2014, 15:39
Китайское чудо (часть третья)
МЕДВЕДЕВ: России стоит ли бояться Китая? Потому что, конечно, китайская угроза – это одна из таких констант нашего сознания: и якобы чайна-тауны, и лес у нас китайцы вывозят, и лягушек наших несчастных китайцы вывозят. Но как-то все это очень не оформлено, непонятно. Вот понятно, когда был Даманский – ну, понятно, спорят, остров.
МАЛЯВИН: К сожалению, мы отдали этот остров.
МЕДВЕДЕВ: Да.
МАЛЯВИН: А надо было сделать по-другому. Ну, я говорю, как обыватель или обыватель-гражданин. Ладно, оставим эту горькую тему.
МЕДВЕДЕВ: Ну, помимо территориальных споров, вроде как там разобрались с фарватером Амура.
МАЛЯВИН: Ну да.
МЕДВЕДЕВ: Но в целом, по большому счету, в XXI веке, не знаю, читая Сорокина… Я очень уважаю Сорокина, и вот то, что он пишет – я не знаю, и «Теллурия» последняя, и «День опричника» – какие-то вещи очень четко он улавливает. Вот у него уже в книгах лет 15 это проходит: весь мир будет так или иначе ориентироваться на образцы китайской культуры, китайские слова проникнут в язык. Вот это вам кажется реалистичным сценарием?
МАЛЯВИН: Мне это не кажется реалистичным сценарием по одной простой причине. Еще раз подчеркиваю (уже, наверное, в сотый раз я хочу это сказать): у Китая нет форм культуры, которые бы оправдывались метафизически, понимаете, или идеологически, может быть, так можно было бы сказать. У них есть формы коммуникации, которые символичны по своей сути и вообще-то никакой особой формы не имеют.
МЕДВЕДЕВ: А почему остальной мир не может это воспринять от них?
МАЛЯВИН: Вот этого я не знаю. Может. Почему же не может? Ему придется это усвоить в той или иной мере, но глобальный мир будет смешением западного и восточного мировоззрения в этом смысле, потому что и то, и другое есть логически две возможности познания мира.
Пока одна из них (восточная в данном случае, заданная Китаем) никак в голову европейца не войдет. Она входит, но с большим таким трудом. Потому что европеец привык считать себя господином мира, у него же истина: «Логос-то где? Ну, здесь, у нас в Европе. А какой может быть логос на Востоке? Востоку не нужен логос вообще», – тут выясняется, что нет предмета для спора. Вот когда это выяснится окончательно, тогда у нас…
МЕДВЕДЕВ: Да, это такой затянувшийся кризис модерна.
МАЛЯВИН: Да, затянувшийся кризис, совершенно верно.
МЕДВЕДЕВ: Затянувшийся кризис картезианской цивилизации.
МАЛЯВИН: Лично я мог бы показать (нет времени просто, это особая философская тема), что на самом деле Восток и Запад могут дополнять друг друга в пространстве так называемого постмодерна. И я думаю, что мы когда-нибудь придем к двум системам – европейской и евразийской – метацивилизационным, из которых будет состоять глобальный мир. Он будет двойной, в котором будут как бы два мира параллельно существовать. Как они будут соотноситься между собой – это уж за горизонтом нашего сегодняшнего бытия. Но бояться Китая не надо, как и Востока всего.
МЕДВЕДЕВ: А почему в России не приживаются чайнатауны?
МАЛЯВИН: Вот это интересный вопрос.
МЕДВЕДЕВ: Я вижу чайнатауны в Америке, как они хорошо в Сан-Франциско и везде сидят.
МАЛЯВИН: Да. Ну, я объясняю это только тем, что Россия настолько глобальная, сверхглобальная держава, что у нее вообще реально нет никаких норм и сдерживающих внутренних принципов – китайцам не на что опереться. Китаец всегда танцует от какой-то печки: пусть это будет французская, американская, какая угодно печка.
МЕДВЕДЕВ: Согласен. А почему глобальная Россия? Я как раз ее вижу очень такой провинциальной.
МАЛЯВИН: Я думаю, что она суперглобальная – в том смысле, что она открыта всяким цивилизационным укладам, на мой взгляд. И в этом смысле рано или поздно век России придет вот в этом контексте цивилизационных отношений.
МЕДВЕДЕВ: Ну, глобально она открыта всем, и она в результате очень аморфна, если я продолжу вашу мысль.
МАЛЯВИН: Совершенно верно. Да, она аморфна, безусловно.
МЕДВЕДЕВ: И вот на этой аморфности китайцы не знают, как к ней пристроиться.
МАЛЯВИН: Совершенно верно. У них нет никаких устойчивых точек отсчета для себя. В любой другой цивилизации, может быть, у них это есть, а вот здесь они теряются и расползаются.
МЕДВЕДЕВ: Ну да. В Америке вот есть шериф – с шерифом можно договориться.
МАЛЯВИН: Совершенно верно, да.
МЕДВЕДЕВ: А у нас с кем договариваться?
МАЛЯВИН: У нас непонятно, с кем договариваться.
МЕДВЕДЕВ: То ли с братвой, то ли с местным населением…
МАЛЯВИН: Ну, хотя бы даже на этом уровне.
МЕДВЕДЕВ: …То ли с властью.
МАЛЯВИН: Но дело в том, что русские всегда еще и опротестовывают все цивилизации, поэтому настолько это аморфно, русский уклад не позволяет им кристаллизироваться здесь.
Правда, не надо забывать и о том, что политический уклад китайской (и восточных вообще всех) цивилизаций, он ведь имеет два полюса, я еще раз хочу подчеркнуть – небо и землю. Небесный полюс, власть – он вообще не виден для нас, а земной полюс – это повседневная жизнь. И повседневная жизнь, вот когда этих лягушек-то несчастных вывозят мешками…
Понимаете, и то, и другое непрозрачно, обратите внимание, друг для друга. Вы не можете объяснить, нет той политической цельности, к которой мы привыкли – как социум или политикум европейский. Существует social body, социальное тело, которое должно быть цельно, принципы, декларации – все понятно. Здесь ничего нет вообще, а существуют два полюса.
Аморфная жизнь течет повседневная. На чём она стоит, никто не знает, потому что она просто не видна. Вот попробуйте определить повседневность. Что это такое? Ничего. Это просто чистая спонтанность, все что угодно это может быть. А с другой – небесный символизм империи какой-то запредельный совершенно, который доступен только высшим каким-то умам в моменты высочайшего морального напряжения, ответственности и так далее.
МЕДВЕДЕВ: Коммунизм китайский вписывался и вписывается ли в это?
МАЛЯВИН: Ну, с коммунизмом сложно.
МЕДВЕДЕВ: Вот я хочу начать с Мао. Маоизм вписывался в то, что вы рассказываете?
МАЛЯВИН: Здесь есть две половины. Маоизм – форма модернизации Китая, это очень болезненный процесс рационализации. Но выяснилось, что Китай модернизировался ровно настолько, чтобы сохранить себя как немодернистское государство. Да, сейчас мы это знаем точно.
МЕДВЕДЕВ: Они восприняли модернистские технологии…
МАЛЯВИН: Совершенно верно.
МЕДВЕДЕВ: …Организационные какие-то практики.
МАЛЯВИН: Отчасти идеологию. Это было нужно, потому что старая цивилизация утратила тот стержень, на котором она стояла по ряду причин – так же, как и русская, между прочим, в XVII веке. С чего взялся раскол, потом Петр I, потом революции две страшные такие?
МЕДВЕДЕВ: А старая когда утратила?
МАЛЯВИН: Ну, я думаю, задолго до появления европейцев. У меня есть книга, которая называется «Сумерки Дао», там очень подробно описан вот этот процесс забвения китайской традиции в том виде, о котором я говорю. Почему? Потому что символическое миропонимание не имеет заградительных мер, чтобы себя сберечь, оно рано или поздно расползается и приходит в модерн. А модерн стоит на субъекте и объекте, там все рационально, все понятно. А суть жизни традиционной утрачена в этот момент.
Но провиденциальным образом, я бы так сказал, новые телекоммуникационные, цифровые технологии вдруг вытащили необходимость этой коммуникации на передний план – и тут Европа скукожилась, понимаете?
МЕДВЕДЕВ: Сначала Япония, затем Китай.
МАЛЯВИН: Да, сначала Япония, а потом Китай. Вот какая вещь-то получается.
МЕДВЕДЕВ: Так вот, возвращаясь к маоизму и к политическим формам маоизма. Это что было – какие-то необходимые модернизационные эксперименты, или они все-таки стояли на этой большой китайской вертикали, идеи империи?
МАЛЯВИН: И то, и другое. Правда, это никак не соотносилось, не продумывалось самими-то китайцами, это понятно.
МЕДВЕДЕВ: Сопровождалось борьбой с конфуцианством, искоренением
МАЛЯВИН: Да, да, это модернизационный аспект. Но акцент на моральном совершенстве (например, который и в Гоминьдане, и в КПК стоял на первом месте), понимаете, совершенно невиданный и непонятный для нас, потому что он сохранился в Китае, и сейчас сохраняется. Тот, кто себя не совершенствует – того ставят буквально к стенке, потому что он же не человек. Человек очеловечивается в той мере, в какой он предан нравственному совершенству. Это не пустые слова. Это у нас пустые слова, а там – нет.
МЕДВЕДЕВ: И нынешний Моральный кодекс строителей коммунизма: на полном серьезе для них коммунистическая партия – это некая моральная доминанта.
МАЛЯВИН: Мне кажется, да. Хотя, конечно, есть диссиденты и все такое прочее. Но диссиденты-интеллигенты, им недоступно понимание народных основ жизни (так же это везде и в России). Они националисты, социалисты или фашисты, интеллигенты, а народ живет по другим понятиям.
МЕДВЕДЕВ: Коммунизм – это морально, и власть – это морально. Чем выше ты во властной иерархии – тем более ты морален.
МАЛЯВИН: В принципе, да. А в чем смысл морали? Преодолеть себялюбие, не иметь корысти – в этом смысл морали, другого не вижу. И как только вы очистите сознание от своей субъективности, вы будете моральны и коммуникативны одновременно, и одновременно к вам придет власть и богатство. Потому что как же вы будете делать бизнес, если вы корыстны? Извините, это не бизнес, а это какое-то воровство.
МЕДВЕДЕВ: А Сын Неба, император – это воплотилось в первых лицах Китая коммунистического, в Политбюро?
МАЛЯВИН: В той или иной мере – да, воплотилось, безусловно. Более того, воплотилось сейчас. Ведь мы же ничего не знаем, как они живут, как они принимают решения, это настоящий Запретный город в Пекине. Только время от времени, как и император, выходят люди, зал встает, овации – и до свидания.
Но ведь они могут менять людей, понимаете, причем это делается мирно и разумно. Уже пятое поколение руководителей КПК сменилось совершенно мирным образом: человек может уйти на покой без скандала, мордобоя и так далее. Вот что делает сейчас Цзян Цзэминь? Пишет мемуары у себя дома, выращивает цветы, между прочим, и так далее. Вот вам карьера конфуцианского чиновника – уйти, когда нужно.
МЕДВЕДЕВ: Нет узурпации власти и приватизации власти.
МАЛЯВИН: Она и не может быть по определению. Ну, потому что если есть узурпация власти – значит, нет коммуникаций.
МЕДВЕДЕВ: Значит, появляется субъективность, и разрушаются коммуникации.
МАЛЯВИН: Да. Существует какая-то корпоративность этой власти, такая дурная, которая не пускает никого к себе. Ну, понятно же, что это…
МЕДВЕДЕВ: Хорошо. А Мао тогда был каким-то исключением? Фактически же культ личности получается.
МАЛЯВИН: Ну, что такое Мао в истории Китая? 30 лет, понимаете. Причем половину из них он провел в военных, в военно-полевых условиях фактически, он просто воевал за власть.
МЕДВЕДЕВ: Мао в каком-то смысле выпадает из этой большой традиции?
МАЛЯВИН: Конечно, выпадает. Я бы сказал, что это вывих китайской истории, но он необходим. Так же, как и Тибет. Вот он модернизировался благодаря Китаю со страшными трагическими историями. Но теперь уже Тибет не вернется в то состояние, в каком он находился до 1951 года. И тибетцы могли бы и поблагодарить Китай за это.
И в той или иной мере все это проходят. Тибет начал позднее – и еще болезнь у него получилась. Япония начала раньше – и благополучно все прошла. Китай начал позже – с всякими страшными войнами, но вышел как раз на нечто противоположное. Вот так я бы сказал.
МЕДВЕДЕВ: Как они смотрят на нас сейчас? Северные варвары?
МАЛЯВИН: Да, примерно так.
МЕДВЕДЕВ: Но они и на весь мир так смотрят.
МАЛЯВИН: Я думаю, что да.
МЕДВЕДЕВ: А откуда они берут это чувство превосходства?
МАЛЯВИН: Я еще раз хочу сказать: потому что они видят, как европейцы обращаются друг с другом, и у них волосы встают на голове, дыбом встают. Потому что, ну как же, люди как будто систематически не хотят друг друга понимать и работать совместно на общее благо. Ну, простая вещь, казалось бы, да? Вот и все.
Правда, это не значит, что они презирают европейцев. Конечно, у них деньги там и так далее, технологии, их надо брать, безусловно. Но Китай так устроен, что вы возьмете все технологии, какие есть, но останетесь китайцем. Это, правда, большой вопрос, но я думаю, что это так.
Есть китайцы, которые считают: «Вот еще немножко поучатся китайцы в Америке, в Европе, вернутся и сделают из Китая Америку». Не сделают, вот и все – мой ответ. А почему не сделают – это и есть вызов для нас, в том числе и китаеведов, чтобы на это ответить.
МЕДВЕДЕВ: Ну, собственно, это в языке, может быть, прописано, какие-то такие смутные понятия, как «код культуры» – то, что воспроизводится этот примат коммуникации, создание общего блага.
МАЛЯВИН: Да. Но я не люблю этих слов – «коды». Что за глупости это все?
МЕДВЕДЕВ: Ну да, я понимаю, это такие размытые понятия.
МАЛЯВИН: Да. Но, конечно, можно идти к этому и через язык, если знать, к чему идем. Но мы не понимаем, к чему мы должны идти-то, мы до сих пор упорно отворачиваемся от этих вещей (как мне кажется, во всяком случае) и не можем договориться с китайцами реально, сюсюкаем перед ними или боимся их. И то, и другое есть крайности, которые показывают, что мы не можем сообщаться с китайцами по какими-то причинам. Ну, подождем.
МЕДВЕДЕВ: То, что вы предлагали: им нужно, как Дерсу Узала, предложить какое-то общее дело, по поводу которого мы можем бескорыстно коммуницировать?
МАЛЯВИН: Совершенно верно. И идти от корней этого дела. Для этого не обязательна дипломатия. Вот превратить весь евразийский континент в такую периферийную зону, как… Конечно, я понимаю, что это трудно сделать, мы не можем вернуть ситуацию Арсеньева в сегодняшний день, но мы можем понять, что она вечна и повседневна.
Что такое туризм? Это бессознательное желание прильнуть к этой архиистории, увидеть эту непрозрачную глубину истории, именно пережить ее. Чего же люди, миллионы, срываются со своих мест и смотрят на какие-то развалины? С точки зрения цивилизации это вроде бы не нужно совершенно. Но это нужно человеку. И вот тут с китайцами мы можем говорить.
Правда, Китай разный, как и Россия: есть власти, а есть народ, естественно, как и в России. Надо понимать все эти этажи, надо понимать ценности и мотивы, которыми руководствуются, из чего устроен весь цивилизационный уклад Востока. Я к ужасу своему должен сказать, что сколько книг понаписано – мы ничего не понимаем. Вы знаете, у меня такое ощущение, что мы вообще в каких-то потемках бродим.
МЕДВЕДЕВ: Мы не ближе к Китаю, чем европейцы?
МАЛЯВИН: Мы ближе к Китаю.
МЕДВЕДЕВ: В смысле возможности понимания.
МАЛЯВИН: Мы ближе к Китаю. Посмотрите, как писали русские о китайцах в XIX, в начале XX веков: «Мы не колонизаторы по отношению к Китаю», – первое. Причем эта тема идет сплошняком.
МЕДВЕДЕВ: Они это ценят, они это осознают?
МАЛЯВИН: Китайцы ценили и сейчас ценят. И главное – русские могут с китайцами общаться, европейцы не могут.
МЕДВЕДЕВ: Вот именно за счет этой коммуникативистики нашей?
МАЛЯВИН: За счет того, что мы можем открыться вместе тому, что никому не принадлежит в отдельности, вот и все. Открытие мира совместное, китаец на это способен.
МЕДВЕДЕВ: С русской стороны мы можем предложить эту свою коммунитарность, о которой Бердяев говорил?
МАЛЯВИН: Ну, в частности – да.
МЕДВЕДЕВ: Общинность какую-то.
МАЛЯВИН: Так она есть и в Китае. Это вообще общеевразийское дело. Правда, здесь, конечно, есть и свои нюансы: мы должны дополнять друг друга.
У меня есть статья о русском скифстве и китайском чайнатауне. Это разные вещи, тем не менее для китайца даже эта русская романтическая утопия скифства: «Да, скифы мы, да, азиаты мы», – и так далее, она может быть привлекательной, как вызов китайству как таковому, потому что скифы где-то еще. Русский всегда за горизонт бежит, китаец всегда бежит к себе вовнутрь. Чайнатаун всегда внутри какого-то общества, и он невиден, он – всегда внутренний социум.
Вот это внешнее и внутреннее в каких-то сопрягательных отношениях между собой и находится. Мы должны искать и артикулировать, в том числе, я не знаю, идеологически и политически. Потому что надо отказаться от европейской традиции политики – она уже не работает. Мы живем в постполитическую эпоху, и должны быть полностью сменены вообще ориентиры политической жизни.
МЕДВЕДЕВ: А в чем вот это постполитическое взаимодействие России и Китая может быть?
МАЛЯВИН: Мы должны отказаться, во-первых, от совпадений идей и вещей – на чем стоит публичность политики, которая стоит на каких-то принципах и формах определенных. Потому что она лжива стала, она стала обманом. И мы это знаем хорошо, просто пока не можем заменить, и из-за этого происходят все эти срывы и так далее. И отработать евразийскую модель двух полюсов – небесного и земного, где все стоит на разрыве и пустоте.
МЕДВЕДЕВ: Идея пустоты важна в Китае?
МАЛЯВИН: На ней все стоит.
МЕДВЕДЕВ: На ней все стоит.
МАЛЯВИН: И заметьте, пожалуйста, что евразийский континент – в центре его находится пустыня, между прочим.
МЕДВЕДЕВ: Ну да.
МАЛЯВИН: В отличие от Европы, в центре которой находится форма, сущность какая-то, которая излучается, эманирует во все стороны. А тут наоборот – в центре Евразии пустыня. А кто живет в пустыне? Пустынножитель, пустынник, он проповедует пустынничество: он сообщается с людьми через безмолвие и так далее.
Здесь нет никаких форм, это чисто современная (и, кстати, постмодернистская) политика. Она называется постосновательной, если так можно выразиться – общество бездействующее. Когда разлагаются формы общества, выявляется подлинная социальность людей. Вот на этом и стоит Восток.
Я долго думал об этом, но я допёр до этого в Тибете, когда я видел жизнь тибетцев, совершенно разобщенных между собой, не умеющих, по европейским понятиям, координировать свои действия в каком бы то ни было… И не только они, между прочим, так же и китайцы. Вы же видели это, у них хаос там на улицах и так далее.
МЕДВЕДЕВ: Да.
МАЛЯВИН: И при этом страшно сплоченные внутри. Почему? Потому что они имеют образцы глубокого внутреннего всматривания в себя, они знают дно психической жизни человека, которое объединяет человечество. Им не нужны фигульки, которые развешаны на поверхности жизни, это их не интересует.
МЕДВЕДЕВ: Тибетцы в этом смысле отличаются от основных, так сказать, ханьских китайцев?
МАЛЯВИН: Я думаю, что с метацивилизационной точки зрения это, конечно, единый регион, безусловно. И Тибет, и Монголия…
МЕДВЕДЕВ: И буддизм, и конфуцианство, здесь они…
МАЛЯВИН: Безусловно. Хотя они, конечно, совершенно разные. Более того, это ведь не отменяет войн, они же постоянно ходили… И в Монголии то же самое.
МЕДВЕДЕВ: Да.
МАЛЯВИН: Посмотрите, какие конфликты страшные. Нормально, это евразийская вещь. Не имеет значения этнос, не имеет значения социальный уклад. К любому – и кочевнику, и тибетцу – любой может прийти и влиться туда. Это так же примерно, как Гоген поехал на Гаити, и его туда пустили – нормально.
МЕДВЕДЕВ: Таити.
МАЛЯВИН: На Таити, простите.
МЕДВЕДЕВ: Да, да, да.
МАЛЯВИН: Конечно, не Гаити. Что-то я оговорился, да. Чужак может войти почему? Потому что сооткрывает с ними мир. Они живут этой мифологией своей, которая дает какой-то мир за порогом истории. Это же очень важно.
МЕДВЕДЕВ: Ну да, здесь это какие-то преимущества пустоты такой, в таитянском случае у Гогена, домодернистской пустоты.
МАЛЯВИН: Да.
МЕДВЕДЕВ: То, что в этой пустоте возможно пространство коммуникации основать, которое будет в ней привязано к каким-то вещам и понятиям.
Говоря о вещах. Вот читая ваши тексты, интервью, я видел, вы говорите, что для Китая невероятно важно понятие дерева. Это смысл вот этого мирового древа – связь неба и земли?
МАЛЯВИН: Для китайца важен жизненный рост, рост вообще живого, который совершается неумолимой необратимостью, если так можно выразиться – вот закон всего мира. Жизненный рост, который совпадает с моральным совершенством в конечном счете, я еще раз хочу сказать.
Поэтому биология и духовность нераздельны на Востоке. Отсюда желтая опасность для европейца: «Ну, как же? У них духовности никакой нет! Посмотрите, им бы только пожрать», – и так далее. Да, они очень ценят тело. Почему? Потому что тело имеет свое сознание. Восток имеет иное понимание сознания, потому что там нет разрыва между идейным и материальным, субъективным и объективным – в принципе нет.
МЕДВЕДЕВ: Ну да. То, на чем Библия изначально основана: отделен дух от воды.
МАЛЯВИН: Ну, в общем, да. Нет трансцендентно-имманентной этой оппозиции. И ведь до сих пор европейцы не поняли этого. Откройте любую книгу – там все эти оппозиции есть. А ведь это не имеет никакого отношения к реальности на Востоке, вот до чего дело-то доходит. Мы до сих пор не научились принять хотя бы это. Потому что если мы это примем, то что же остается-то, господи? Кроме жратвы, вроде ничего, да? Мы же не понимаем этого.
А возьмите китайское ушу, вот эти их странные вещи, удары на расстоянии – ну, это цирк, да, гипноз или что-то еще. Мы же не понимаем, что тут есть какие-то ресурсы организма. И вот эта вся китайская медицина, стоящая на энергетике тела, она, как ни странно, работает, она действенна.
МЕДВЕДЕВ: Я думаю, что наши слушатели, которые последний час провели с нами, как раз не деградировали, а занимались по возможности самосовершенствованием, пытаясь следить за ходом мысли Владимира Малявина. Это было безумно интересно. Я еще больше убедился в том, насколько велик, насколько отделён, насколько непонятен мне пока что ещё (и, в общем-то, я думаю, по большому счету, не понят) Китай. Но вот такие люди, которые связывают две культуры – в данном случае европейскую, российскую культуру и китайскую культуру – как Владимир Малявин, нам в этом помогают.
"Хорошо выраженная мысль всегда мелодична" М.Шаплан