Milla Dihe писал(а):Федя писал(а):I.R писал(а): И также, почему Господь допустил появление нескольких религий, которые не совпадают между собой
Хороший вопрос.
Интересно было бы услышать и ответ.
Люди как дети малые, по несколько раз объяснять надо
Простой и добрый ответ, с которым однако можно поспорить в существенных деталях. Евреи верят, что Бог единственный, и что Бог избрал евреев для служения и хранения Торы, а другим народам никаких религий не давал. Христиане верят, что Бог един в трех лицах, Иисус есть Бог-Сын, и к Богу-Отцу можно прийти только через Сына, и что Бог-Сын искупил своей кровью грехи верующих, после чего евреи перестали быть избранным народом. Мусульмане верят, что Иисус пророк, но не Бог, и не был распят, и что евреи ныне не богоизбраны. Видно, что они верят местами в разные вещи. При этом в рамках каждой конфессии верующие думают, что все таки именно их конфессия самая правильная, а в остальных конфесииях произошло в лучшем случае нечаянное, а в худшем случае злонамеренное искажение правды. На протяжении веков в рамках каждой конфессии были люди гораздо мудрее нас, которые находили аргументы и приходили к выводу, что именно их конфессия самая правильная.
Мой вопрос был задан в контексте рекомендации от FeodorSfinks предоставлять точные знания о делах божественных. Я согласен в целом с ответами FeodorSfinks, но в качестве дополнения хочу также поделиться и своими размышлениями на тему достижимой точности такого рода знаний.
Мое предположение в том, что посредством религий Бог дал людям надежду и моральную опору, однако по многим вопросам, которые нас волнуют, просто не собирался предоставлять им точные знания. Бог допустил, чтобы люди создали несколько религий для того, чтобы понаблюдать, как последователи этих религий смогут договориться между собой. Безусловно, в какой-то степени Бог вдохновил все религии, однако что именно в них проистекает от Бога, а что было добавлено людьми – это нам достоверно неизвестно. Мы можем только вести обсуждения и давать вероятностные оценки («верю / не верю», «разумно/не разумно» и т.п.). При этом способность прийти к согласию, либо хотя бы к толерантности, отражает духовное развитие человечества. Если же мы хотим получить именно предельно точное знание (конечно, мы к этому стремимся!), тогда это будет, например, знание о том, что слово «месяц», употребленное в единственном числе, содержится в Коране 12 раз, а слово «день» содержится 365 раз. И мы не будем знать, что с этим знанием дальше делать. Также относительно истолкования пророчеств. Это могут быть либо предостережения людям от Бога, либо точная информация. Но если это предостережения, тогда их реализация зависит от поведения (исправления) людей. Если же это точная информация, тогда она может быть предоставлена только в той мере, в которой от действий людей никак не зависит. Мне думается, в священных текстах не так много пророчеств, реализация которых в принципе не зависит от действий людей. Тем не менее, вполне возможно опять же не точное знание, а обсуждения и вероятностные оценки.
Для сравнения, приведу образ из квантовой физики, который показывает, что сходные проблемы имеют место не только в духовном мире, но и на вполне грубом физическом уровне. В квантовом мире существует так называемый «принцип неопределенности». Он состоит в том, что нельзя одновременно точно узнать и координаты частицы, и направление ее движения. Если мы точно знаем координаты частицы, то абсолютно ничего не можем сказать про направление ее движения. Если же мы точно определили направление движения, тогда местоположение частицы может быть произвольным. Однако, это не означает, что частица непознаваема – допустимо одновременно говорить о вероятностях ее координат и скорости, но не о точных значениях. И в принципе, знания вероятностей порой оказывается достаточно для практического использования...