Ирина писал(а):Вывод:
октаримо немного похоже на ЦЗ и фа-ом (по количеству клавиш равному 16-ти), но прототипом октаримо является ФОРТЕПИАНО, которое логичнее во всех смыслах, чем два звукоряда (ЦЗ и Лищинской).
P.S. Может быть, завтра подробнее распишу (со значениями).
На "завтра" я тогда не расписала (т.е. 25-го ноября), оставила этот вопрос на "потом". Теперь пришла пора дать сравнительную характеристику нотам октавы трёх звукорядов (ЦЗ, фа-ом, фортепиано) и подвести черту. Вряд ли останутся ещё какие-то вопросы. Пора закругляться.
А.Лищинская свои октавы назвала декадами. В каждой полной декаде (Большой, Малой, Первой, Второй, Третьей) - по 16 нот или клавиш. Перед Большой декадой - 7 клавиш Суб-декады, после Третьей декады - 1 клавиша. Всего 88 нот в звукоряде. Диапазон звучания фа-ом от частоты 68,303 Гц до частоты 2959, 988 Гц.
У фортепиано обычно диапазон простирается от 27,50 Гц (нота "ля" СКО) до 4186,00 Гц (нота "до" Пятой октавы).
У ЦЗ 6 полных октав (Первая, Вторая, Третья, Четвёртая, Пятая, Шестая) и дополнительные ноты, всего 99 нот в звукоряде. Но есть не чёткое понимание с какой ноты начинается и заканчивается октава.
У октаримо 6 полных октав (КО, БО, МО, Первая октава, Вторая октава, Третья октава) и две неполные октавы (в СКО - две ноты йо и йо
#, в Четвёртой октаве - одна нота "до"). В звукоряде октаримо в полных октавах - 96 нот (по 16 нот в каждой), всего в звукоряде - 99 нот. В инструментах класса "октаримо" (окторояль, октоаккордеон, октобаян, октосинтезатор и т.д.) может быть другое количество нот в звукоряде.
Лищинская дала следующие названия нотам декады: фа, бэ, вэ, гэ, дэй, ка, син, тез, ом. Обозначаются они следующими буквами: ф, б, в, г, д, к, с, т, о. Это 9 белых нот первого ряда. А 7 чёрных нот второго ряда имеют диезы: фа#, бэ#, вэ#, дэй#, ка#, син#, тез#. Всего в инструменте фа-ом 50 белых клавиш и 38 чёрных клавиш. У фортепиано 52 белых клавиш и 36 чёрных клавиш. У октаримо 50 белых клавиш в первом ряду и 49 клавиш во втором ряду (они разного вида: чёрные, серые, с рисунком, орнаментом или инкрустацией).
Для примера предлагаю рассмотреть таблицу значений частот нот в герцах у фа-ом, ЦЗ и фортепиано. У фа-ом и ЦЗ совпадают все имеющиеся ноты соответственно нотам диапазона.
В первой колонке даются значения частот нот декады фа-ом (для примера взята Первая декада), во второй колонке - соответствующие этим значениям ноты ЦЗ, в третьей колонке - соответствующие значения нот фортепиано.
1) фа (369,997)______________ F# - Gb (369,99)____________фа# Первой октавы ф-но (369,99)
2) фа# (386,378)_____________G (386,37)
3) бэ (403,483)______________G# (403,48)
4) бэ# (421,346)_____________Ab (421,34)
5) вэ (440,000)______________ A (440,00)_________________ля Первой октавы ф-но(440,00)
6) вэ# (459,480)_____________A# (459,48)
7) гэ (479.822)______________Bb (479,82)
8) дэй (501,065)_____________B (501,06)
9) дэй# (523,250)____________C (523,25)________________до Второй октавы ф-но (523,25)
10) ка (546,430)_____________C# (546,42)
11) ка# (570,622)____________Db (570,62)
12) син (595,884)____________D (595,88)
13) син# (622,265)___________D# - Eb (622,26)___________ре# Второй октавы ф-но (622,26)
14) тез (649,814)____________E (649,80)
15) тез# (678,583)____________E# - Fb (678,58)
16) ом (708,625)______________F (708,62)
Там, где у фа-ом и ЦЗ три ноты в октавах, у фортепиано - две ноты, так как всего у ф-но 12 нот в октаве, а не 16. И поэтому в декаде у фа-ом и октаве ЦЗ есть совпадения только с четырьмя нотами фортепиано. Такие совпадения получились, так как у двух звукорядов взято значение 440 Гц (для ноты "вэ" фа-ом и ноты "А" Третьей октавы ЦЗ). Как октавы ни назови, как ноты ни назови, а звучать они будут одинаково, если имеют одно и тоже значение частот в герцах.
**************************************************************************
Я не специалист по акустике, но имею теоретическое видение вопроса, как можно выстроить звукоряд октаримо. Выбрав значение в герцах хотя бы для одной ноты октаримо, по логарифмическим формулам можно высчитать значения для всех остальных нот звукоряда. Надо будет взять несколько изначальных значений для ноты "до" Первой октавы октаримо, сделать по ним несколько вариантов звукорядов, прослушать их, увязать по слуховым ощущениям с нотами первого и второго рядов, звучания которых имеют свою специфику (см. "Математическое доказательство"), по возможности для сохранения РТС ввести в зависимости от количества октав (и соответственно количества нот в звукоряде) коэффициент смещения к краям диапазона. Всё это прослушать на экспериментальных моделях, проверить звучание согласно данным в таблицах интервалов и аккордов, предложенным автором изобретения в описании изобретения.
Эта задачи практической фазы создания инструментов класса "октаримо", следующей за теоретическим предложением концепции модификации классической 7-ми нотной 12-ти клавишной октавы.
****************************************************************************
Построение звукоряда фа-ом и ЦЗ основывается на нумерологии, которая работает с числом "девять" (9). Нумерологию не считают наукой. Нумерологи пытаются понять природу человека, его деятельность, используя эзотерический взгляд и работу с числом.
Октаримо построено на модуле ДСС и ДМ. И имеет отношение к цифрам.
Модуль ДСС и Закон ДМ проявляют себя в материи, психологии, бизнесе, музыкальной октаве и других сферах человеческой деятельности. Все эти проявления, в том числе и нумерология восходят к единому источнику, но в отличие от нумерологии, являются экзотерическими аспектами, а не эзотерическими. Эти два аспекта объединяют изначальные цифры, а разделяют разные подходы в изучении материала.
Музыкальная октава на протяжении тысячелетий формировалась из этих двух направлений (эзотерика и экзотерика), а так же с позиций теории и практики. Со временем всегда остаётся то, что проверяется временем и что нужно практической реальной жизни.
Познание поэтапно, последовательно. Сподвижники разных школ в истории, порой, спорили, иногда находили консенсус. Если говорить о новой октаве октаримо, то она подошла наиболее близко к первоисточнику - Закону ДМ, соответствует ему. А первоисточник - един и принимается всеми школами, так как они исходят с этого единого базового уровня, основы или Закона, вернее, идут к нему.
Ирина писал(а):прототипом октаримо является ФОРТЕПИАНО, которое логичнее во всех смыслах, чем два звукоряда (ЦЗ и Лищинской).
Октава фортепиано 7/12 проверена временем, отлажена. То, что сейчас считается классикой, ранее не считалось таковой. Но ничего не стоит на месте. В настоящее время высказываются пожелания профессиональных музыкантов и любителей музыки по усовершенствованию существующей классической октавы, желательно её развитие. Было несколько попыток изменить эту октаву, они не удавались. В настоящее время идёт апробация 8-ми нотной 16-ти клавишной октавы, например, были представлены ЦЗ и фа-ом. Это новизна и не всё получается сразу. Эти оба варианта ещё раз подтверждают ту мысль, что иногда исследования начинаются с эзотерических попыток усовершенствования существующего положения дел, но практически всегда реализуются с экзотерических позиций.