Ирина писал(а):Судьи обратились за консультацией в РАМ им. Гнесиных и получили ответы на судебный запрос.
Публикую вопросы Суда и ответы специалистов РАМ (без купюр), а также мои комментарии к ответам1. Возможно ли преобразовать октаву, содержащую семь нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) в октаву, содержащую восемь нот?Ответ на вопрос Л.Т.П.: Теоретически это возможно, но нецелесообразно, так как в этом случае добавленные клавиши будут отличаться от соседних по звучанию лишь на четверть тона, тогда как все остальные отличаются друг от друга на полтона и строй получится неравномерно темперированный. Комментарий:Согласно ответу Л.Т.П., добавить восьмую ноту в классическую октаву, имеющую 7 основных нот и всего 12 клавиш в октаве, теоретически возможно. Между всеми 12-ю нотами находится полутон. Согласно автору ответа, добавление ещё одной восьмой ноты (между любых ближайших нот), разделит полутон в месте добавления на две половины, с получением четверть тона. И получится в целом неравномерно темперированный строй.
Вывод Л.Т.П. – правильный, если таким образом добавлять восьмую ноту, но она не учла, что модифицированная октава строится другим способом с получением нового, более «узкого» полутона между всеми нотами в новой модифицированной системе с РТС. О том, как надо модифицировать классическую октаву фортепиано я рассказывала в материалах, переданных в СИП (модифицируется октава 1:2 с получением нового внутреннего деления, при котором расстояния между нотами станут ближе).
2. Возможно ли равномерно темперированный строй И.С.Баха, разделяющий 7-нотную октаву на 12 полутонов модифицировать в строй состоящий из шестнадцати полутонов?Ответ Л.Т.П.:Ответ на этот вопрос аналогичен предыдущему.
Комментарий:Нет понимания у автора ответа, каким образом модифицируется октава фортепиано, т.е. как от системы РТС фортепиано перейти к системе РТС, имеющей шестнадцать полутонов.
Формула для получения значений нот для звукорядов РТС, данная в интернете, показывает, что это сделать возможно (в системах с большим количеством нот в октаве сохранение равномерно темперированного строя возможно, для этого надо подставить в формулу новое количество нот в октаве и значение в герцах для одной из нот с получением по формуле РТС новых акустических значений для нот всего звукоряда).
3. Существовали ли на дату приоритета заявки (21.02.2018) музыкальные инструменты, имеющие расширенную (более 12 клавиш) клавиатуру равномерно темперированного строя фортепианного типа? Ответ Л.Т.П.:Привычная клавиатура с 12 клавишами появилась ещё в конце ХIII века. С тех пор и на протяжении многих столетий многие музыканты пытались изобрести свои виды клавиатур. Были и клавиатуры с четверть-тонами (дополнительными небольшими клавишами внутри основных), и клавиатуры с одинаковым количеством белых и чёрных клавиш, расположенных через одну, и многорядовые клавиатуры (клавиатура Пауля Янко, Юлиуса Блютнера). Однако, как показывает практика, ни одно из этих изобретений не нашло массового применения.
В качестве вывода мы хотим высказать следующее мнение по данному вопросу: теоретически более мелкая темперация некоторых звуков (по четверть-тонам) возможна, но нецелесообразна, так как, во-первых, строй стал бы неравномерно темперированный, а во-вторых – вся музыкальная литература, написанная до сих пор, оказалась бы невозможной для исполнения, не говоря уже о том, что вся современная пианистическая школа основана на игре на инструменте с 12 клавишами.Комментарий:Автор ответа правильно пишет, что было большое количество попыток создания нового вида клавиатур. Но тут надо иметь ввиду, что существует два пути изменения классической, всем известной клавиатуры фортепиано (7 белых и 5 чёрных клавиш). Первый путь – это изменение количества нот в октаве, их предлагали сделать в количестве 14, 19, 22, 24, 60 и даже до 100. Играть на инструментах с большими октавами – сложно. Это могут быть национальные инструменты, экзотические концерты с использованием игры на авторских клавиатурах. Широкого применения такие клавиатуры не получили. Второй путь – это многорядовые или многоярусные клавиатуры, в которых используется как правило обычная классическая октава из 12 клавиш, но октавы расположены ярусами (не в одну линию как у пианино или рояля, а ярусами). Например, клавиатура Пауля Янко имеет шесть ярусов, но всё те же – 12 нот в октаве (см. схему данную в Приложении). Такая система, такое компактное расположение применимо в основном для кнопочных аккордеонов.
Клавиатура Юлиуса Блютнера не отличается от традиционной клавиатуры фортепиано (7 белых и 5 чёрных клавиш). Примеры с клавиатурой Юлиуса Блютнера и Пауля Янко – не соответствуют содержанию заданного вопроса.
Вот, что пишет Википедия.ру:
«Blüthner (рус. Блютнер) (Julius Blüthner Pianofortefabrik) — производитель фортепиано и роялей, расположен в Гросспёзне, (Лейпциг, Германия). Является одной из старейших семейных компаний по производству фортепиано. Основана в 1853 году Юлиусом Блютнером (1824—1910). К 1903 году фирма выпускала до 3000 фортепиано в год. За всё время существования производства было изготовлено свыше 150 тысяч инструментов.»
Компания выпускала также механические фортепиано.
«Механическое пианино (пианола) — разновидность пианино, автоматический струнно-клавишный музыкальный инструмент. Пианолой также называется приставное устройство, превращающее пианино или рояль в механическое пианино. Первая пианола была сконструирована в 1887 году. Механическое пианино было чрезвычайно популярно в начале XX века.
С появлением граммофона пианолы постепенно вышли из широкого употребления.»
В выводах Л.Т.П. ещё раз подчеркнула, что равномерно темперированный строй – не возможен с отличным количеством нот в октаве, большим, чем 12. Но он возможен! Более того, модифицированная октава 8/16 это прогрессивный шаг, лучший по всем показателям вариант развития современной классической октавы 7/12 фортепиано. Вся музыкальная литература, написанная для инструментов с 12 клавишами – остаётся для классического применения. Но открывается новая страница в истории музыки и могут быть написаны новые музыкальные произведения для инструментов с новой октавой и улучшенными характеристиками РТС их звукорядов.
***************************************************************
1. Возможно ли преобразовать октаву, содержащую семь нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) в октаву, содержащую восемь нот, путём добавления ми диез и си диез?Ответ Г.И.В.:Ноты «ми диез», «си диез» существуют уже давно и составляют энгармоническое равенство с нотами «фа» и «до» соответственно. Явление энгармонизма (разное написание нот при одинаковом звучании) описано во всех учебниках теории музыки и музыкальной грамоты, а также в Музыкальной энциклопедии. Все эти источники открыты и существуют как в печатной, так и в электронной версии и успешно применяются в обучении учащихся музыкальных учебных заведений. Таким образом, эти звуки уже входят в октаву, дополнительных клавиш для них не требуется.
Комментарий:Г.И.В. рассматривает классическую октаву фортепиано. Действительно, согласно понятию энгармонизма, ноты могут записываться по-разному при одинаковом звучании. Например, нота «до диез» и нота «ре бемоль» это одна и та же чёрная клавиша и она звучит определённым образом. А как можно записать, например, ноту «ре»? Её можно написать двумя диезами (до диез диез) или «ми бемоль бемоль» и т.д. (можно записать и другими способами). В академическом понятии явление энгармонизма не подразумевает дополнительных клавиш в классической октаве.
Однако, в силу того, что термины многозначны, существует другое понимание термина «энгармоническая клавиатура». Вот, что на этот счёт пишет Википедия.ру:
«Энгармоническая клавиатура (англ. enharmonic keyboard) — клавиатура с более чем 12 клавишами на октаву, имеющая энгармонически сравнимые ноты c неодинаковыми высотами. У обычной клавиатуры, например, есть только одна клавиша и высота для нот до-диез и ре-бемоль, а у энгармонической клавиатуры есть для каждой из этих нот своя клавиша и высота. Чтобы выделить обе ноты, в таких клавиатурах традиционно используют раздельные чёрные клавиши, но диатонические белые клавиши могут быть также разделены. Как важное устройство для сочинения, исполнения и исследования энгармонической музыки, энгармоническая клавиатура может производить микротоны и обеспечивает раздельные клавиши, по крайней мере, для некоторых пар не равных высот, которые должны быть энгармонически равны в обычных клавишных инструментах. Клавиатуру с количеством клавиш более 12 ещё именуют микротоновая, хроматическая или клавиатура с раздельными клавишами.»
Можно вспомнить рояль В.Ф.Одоевского, в нём в октаве 19 нот, т.е. больше, чем 12 нот. И такой рояль называется энгармоническим. В нём, например, в отличии от классического фортепиано, ноты «до диез» и «ре бемоль» это разные по звучанию две ноты (клавиши). Они у Одоевского на клавиатуре получены с помощью поперечного деления одной
клавиши на две части и нажимаются по отдельности. Такое поперечное разделение клавиш дало наличие третьего ряда у энгармонического рояля князя В.Одоевского, который имеет неравномерную темперацию.
К сожалению, Г.И.В. не поняла и не ответила на поставленный вопрос. Однако, надо сказать, что и вопрос был задан не совсем корректно. Если добавить в семинотную октаву фортепиано две ноты «ми диез» и «си диез», то получается 14 нот в октаве (12 + 2 = 14). Уточнение в следующем вопросе, что должно быть 16 полутонов, т.е. 16 нот в октаве, не привело Г.И.В. к правильному пониманию первого вопроса.
2. Возможно ли равномерно темперированный строй И.С.Баха, разделяющий семинотную октаву на 12 полутонов, модифицировать в строй, состоящий из шестнадцати полутонов?Ответ Г.И.В.:Шестнадцать полутонов в результате такой модификации составят не октаву, а значительно больший интервал (большая децима). Таким образом, модифицировать равномерно темперированный строй в 16 полутоновую октаву невозможно.
Равномерно темперированный строй И.С.Баха позволил усовершенствовать старинные клавишные инструменты, приведя в результате к созданию современной клавиатуры фортепиано – удобной и понятной исполнителю. Благодаря равномерной темперации стало возможным развитие тональной гармонии – одного из важнейших элементов профессиональной композиции, аранжировки, оркестровки.Безусловно, полутон – единица измерения интервалов, принятая в академической теории музыки за минимальное расстояние между двумя звуками – может быть разделён на более мелкие составные части – четверти тона, восьмые тона и т.д. Такие звуки могут быть исполнены голосом, духовым или струнным смычковым инструментом (Это, кстати, довольно сложно и требует высочайшего мастерства и активного абсолютного слуха исполнителя). На клавиатуре инструментов клавишных такие интервалы не воспроизводятся. Необходимо отметить, что четвертитоновая система не свойственна академической музыке, это явление встречается в основном в музыке стран Ближнего и Дальнего Востока.
Комментарий:Г.И.В. не поняла, как модифицируется октава 1:2 фортепиано. Она модифицируется путём внутреннего деления на большее количество звуков, а не добавления 4-х звуков (нот) за пределами октавы (в следующей октаве).
Википедия.ру пишет:
«Де́цима (лат. decima — десятая) — музыкальный интервал шириной в десять ступеней, обозначается цифрой 10. Превышает объём октавы. Часто рассматривается как составной интервал, то есть как терция через октаву. Подобно терции, имеет две основные разновидности: большая децима (б.10) содержит шестнадцать полутонов, малая децима (м.10) — пятнадцать полутонов.»
Большая децима фортепиано никакого отношения к модифицированной октаве не имеет.
Второй абзац я не комментирую. Он написан правильно, но его «логика и правильность» простирается вплоть до начала моих предложений по дальнейшему усовершенствованию исторической октавы.
В третьем абзаце Г.И.В. пишет о делении полутона фортепиано (полутон - минимальное расстояния между всеми ближайшими нотами фортепиано) на более мелкие составные части – четверти тона, восьмые тона и т.д. Я должна подчеркнуть, что нет в модифицированной системе с октавой 8/16 интервала равного половине полутона фортепиано, т.е. четверти тона., тем более – восьмой тона. Чтобы получить четверть тон при сохранении РТС, необходимо было бы мне добавить по одной ноте между всеми нотами октавы фортепиано, в таком случае я получила бы 24 ноты в октаве, а восьмая тона дала бы почти 50 нот в октаве. В модифицированной октаве добавляется в октаву фортепиано всего 4 ноты. Полутон в модифицированной системе будет уже, чем у фортепиано, но шире, чем четверть тон фортепиано. Полутон будет СВОЙ. Полутон – это условно-музыкальная единица и в разных системах с разным количеством нот в октаве – он свой.
3. Существовали ли на дату приоритета заявки (21.02.2018) музыкальные инструменты, имеющие расширенную (более 12 клавиш) клавиатуру равномерно темперированного строя фортепьянного типа?Ответ Г.И.В.:В начале 2000-х годов была информация о создании таких клавиатур (не в России) для работы со звуком в студиях. Массового применения такие клавиатуры не получили в силу специфики темперации и неудобства исполнения фортепианных произведений.
Комментарий:Возможно, что так и было. Видимо, невозможно было улучшить систему фортепиано в рамках поставленных задач. И оставили как есть для академической музыки.
А для модифицированной октавы надо добавить в октаву 4 ноты и получить новую удобную октаву 8/16, в электронных инструментах – создать необходимые функции. Для новой системы – написать новые произведения. Проблем не будет. Будет чёткая основа и расширенные возможности по звуку в электронных инструментах. А для инструментов с авто аккомпанементом я фактически уже предложила основу этого авто аккомпанемента (см. таб.2 – таб.5 описания). На начальных стадиях производства инструментов с новой октавой, люди, возможно, захотят получить простой вариант с уже готовым авто аккомпанементом для более лёгкого музицирования в своё удовольствие.
****************************************************************
Просьба к СИП принимать адекватные решения по изобретению. Ответы специалистов РАМ им. Гнесиных не являются адекватными.